Наталья Онацко - мама Маши, инструктор йоги и автор статей.
В какой-то момент я осознала, что очень много все женщины, с которыми сводила меня офлайн жизнь и Facebook, которые были до радостного трепета интересны и созвучны, с которыми стали друзьями – имеют за спиной такую историю насилия, что и мозг, и тело просто не могут вынести ее тяжести и принять. Очень больно слышать, понимать, осознавать, что это может быть. И она тоже. В детстве, в подростковом возрасте, от мужа…
Несколько лет восстановления с помощью психологов, курсов, литературы. Максимум усилий не передать насилие дальше, не вылить на своих детей.
Эти истории закрыты красивыми профайлами, карьерными достижениями и умопомрачительными фотографиями. Они делают умнее и сострадательнее. Но от них невозможно спрятаться.
Хуже всего, когда насилие было в детстве. И не просто в детстве, а из поколения в поколение, прописано в роду. Как цвет глаз и форма носа, привычки и черты характера – передалось дальше. И сначала маленькая девочка, а потом женщина просто не знала, что может быть по-другому.
Однажды были взломаны границы. Ей было не страшно, что бьют, потому что когда-то давно было сломано сопротивление. Потерять игрушку больнее, чем пережить ремень. Двойственность, которую отказывается принимать психика: самый любимый человек причиняет самую большую боль и защититься невозможно. Мир не безопасен.
А потом смотришь в партнера и думаешь, как заслужить его любовь. Добиться любви любым способом. Нет понимания, что здесь – унизили, здесь – манипуляция. Самооценка не то, что на нуле, ее просто нет.
Как можно ценить то, что было сломано, затоптано и выжжено много лет назад?
И слушаешь комментарии интеллигентного папы крошечной девочки, мужчины с хорошей родословной (городские интеллигенты в 3 или 4м поколении) и не менее хорошей должностью: «Там он ее бьет и они живут счастливо. Ей нужно, чтобы ее били – она от этого счастлива… Нельзя нести заявление в полицию – это семья, нельзя выносить мусор из избы». И думаешь: а ему нестрашно растить дочь с такой позицией? Обязательно придет тот, кто будет бить его дочь и говорить, что она от этого счастлива. Как он не понимает?
Помнишь этот животный страх: несколько десятков кг разницы в весе и пару десятков см в росте. И вот эта туша бьет тебя в публичном месте так, что отлетаешь на пару метров. А потом рассказывает про нападение на него. Да. И пишет в объяснительной: «Она упала специально, как футболист Милевский на Евро 2000. Подстроила все. Сама ударилась об меня». Но чтобы дождаться объяснительной, еще нужно пережить поход в полицию. Очень стыдно, но очень нужно: если происшествие не задокументировано, оно не существует.
Еще есть общественное мнение, которое в исполнении мужчин может звучать так: «Я тут так мило шучу, а ты приходишь со своими страшными историями и все портишь».
Папа девочек считает, что если бьют не моих – меня не касается.
Границы сломаны.
Думать, что нормально бить и унижать человека – страшно.
Думать, что меня можно бить, воспринимать это как норму и не сопротивляться – страшно.
Терпеть насилие ради редких проявлений заботы, думая, что это и есть любовь – страшно.
Чувствовать, что женщины не может расслабиться, не может подпустить к себе, к своему телу. Не может пойти на массаж. Не может повернуться спиной. Не может закрыть глаза – не чувствует безопасности – страшно.
В этот момент дети оказываются не только свидетелями насилия, но и отличным стимулом разорвать круг – потому что точно не хочешь, чтобы «это» ударило твоего ребенка, чтобы он вообще видел сцены насилия и думал, что это норма. Желание счастливой жизни и безопасности для детей помогает разорвать порочный круг. А когда оказываешься в безопасности, вдруг начинает прорастать внутри «я - человек», «со мной так нельзя» и «никогда больше».
Хорошая новость – флешмобы, информационные кампании кампании, открытие центров помощи пострадавшим от насилия, сотни статей в интернете делают свое дело. Говорить о пережитом насилии больше не страшно и не стыдно. Есть поддержка. Нас – много и мы – сестринство. Мы есть друг у друга. Просто позвони, расскажи вслух. Попроси помощи и поддержки – и она будет.
Самооценку можно вырастить, а границы – восстановить. Потому что обратная сторона наших шрамов – эмпатия и глубина, сила и красота.
Только #немовчи