Радиоизотопные индикаторы, такие как ФДГ, является одним из лучших инструментов в медицинской диагностике. С их помощью можно диагностировать онкологические заболевания на самых ранних стадиях. Как именно это происходит, в видеолекции от образовательного канала "Цікава наука".
И их существование начинается в ускорителе частиц всего лишь на час раньше. Ускоритель частиц – циклотрон, часто размещается в бункере на территории больницы. В нем используются электрические магнитные поля для ускорения заряженных частиц, вроде протонов, по спирали внутри циклотрона.
Когда протоны достигают своей максимальной скорости, они попадают в мишень которая представляет собой несколько миллилитров воды, в молекулах которой содержится тяжелая форма кислорода под названием кислород-18.
Когда протон сталкивается с одним из этих тяжелых атомов кислорода, то выбивает из его ядра субатомные частицы - нейтрон. Это столкновение превращает кислород-18 в флуорин-18, радиоактивный изотоп, который может быть обнаружен при ПЭТ-сканировании.
Радиохимики в больнице проводят ряд химических реакций, чтобы присоединить радиоактивный фтор в тех или иных молекул, создавая радиомаркеры.
Вид маркера зависит от того, что именно врачи хотят исследовать.
ПЭТ-сканеры могут обнаружить раковые клетки еще до того, как их можно будет обнаружить, используя другие виды томографии.
Они также радикально меняют диагностирования болезни Альцгеймера, позволяя врачам видеть амилоиды - аномальные скопления белков, которые невозможно выявить иным способом кроме сечения.
Между тем исследователи активно работают над разработкой новых маркеров и над расширением возможностей использования позитрон-эмиссионной томографии.
Безопасно ли это?
Дозу за один сеанс ПЭТ можно сравнить с дозой, которую вы получите за 2-3 года от природных источников радиоактивности, таких как газ радон, или с дозой, которую получит пилот через космическое излучение за 20-30 трансатлантических рейсов.
Фото: depositphotos