По непонятной причине вчерашний умница и послушный карапуз вдруг закатывает истерики по поводу вашего ухода в другую комнату или запертой двери в ванную, падает на пол и сучит ногами, выражая протест против любого запрета. Горячие объятия, которых кроха так добивался пять минут назад, внезапно превращаются в избиение мамы обожаемым чадом. Попытки урезонить разбушевавшегося ребенка заканчиваются еще большим бунтом.
Бабушки недовольно качают головами: избаловали ребенка! А ты с горечью устраиваешь «разборы полетов», пытаясь определить, какие именно воспитательные меры так испортили малыша. В это время истерики крохи по любому поводу продолжаются, ты выходишь из себя, малыш не сдается, и весь день превращается в одну сплошную баталию. Это и есть кризис первого года. Как же быть? Как его преодолеть и успешно из него выйти? Попробуем разобраться в ситуации и подсказать, как правильно вести себя с крохой.
В чем причина кризиса первого года?
Твой малыш растет, развивается, с каждым днем овладевая все новыми и новыми навыками. Он понимает, сколько всего интересного таит в себе обычный ящик со столовыми приборами, папиными инструментами или маминой косметикой. И все это он может, и, главное, очень хочет потрогать, попробовать на зуб, сунуть в розетку, утопить в ванне. А лестничная площадка и песочница (с ее неидеальной, прямо скажем, чистотой) так и манят поискать что-нибудь интересненькое и набить этим рот. Измазавшись до самых ушей едой, он упорно не позволяет себя кормить, надев один ботинок, не желает, чтобы вы надели другой... А все потому, что он хочет это сделать САМ. Итак, это первое «Я сам хочу», но не всегда «Я сам могу» − один из конфликтов, лежащих в основе кризиса первого года (а конфликт — это всегда несоответствие между желанием и возможностью достичь желаемого). То же касается и ненавистного слова «нельзя», на которое наталкивается большинство самостоятельных поползновений крохи.
Малыш с удивлением осознает, что он и мама − два разных человека, а не одно целое, как ему казалось раньше. А значит, от мамы можно убежать в другую комнату или на противоположную сторону улицы. При этом об опасности для себя во время этих экспериментов ребенок, конечно же, не подозревает. Но раз он может уйти от мамы, значит − о ужас! − мама тоже может уйти от него, и не только закрыться в ванной, но исчезнуть и больше никогда не вернуться! Это первое осознание себя как отдельного от мамы существа наряду с желанием иметь маму все время рядом, чувствовать, как раньше, неразрывность с ней − другое важное противоречие, усиливающее кризис. Кризис первого года, кстати, наступить может и в 9 месяцев, и в год с небольшим.