10 поводов отвести ребенка к психологу

Одни считают его палочкой-выручалочкой при любых недоразумениях с ребенком. Другие уверены, что идти к психологу стоит лишь по строгим показаниям. Третьи и вовсе не доверяют модным сегодня специалистам. Кто прав? И когда психолог все-таки нужен?

У тринадцатилетней девочки несчастная любовь: она задумчива, меланхолична, стала хуже учиться. «Сходите к школьному психологу», – советует маме классный руководитель. И та тянет протестующую дочь в кабинет с потертой табличкой, а на следующий день весь класс гудит о том, что «Надька из-за Дани, наверное, вены себе резать хотела, а иначе чего ее к психологу повели?»

 

А вот шестилетнего Владика родители не спешат показывать специалисту, считая, что учительница предвзято относится к мальчику. Дескать, не все же дети должны в первом классе читать и писать. И бедный педагог никак не может объяснить маме и папе, что Владик не то что читать – высидеть 30 минут урока не в состоянии: скорее всего, речь идет о нейрофизиологической незрелости, и чем скорее начать работать с ребенком, тем лучше.

 

Виталий Матусевич, детский психолог, так ответил на заявленный в заголовке статьи вопрос: «Если ребенок влюбился, даже без взаимности, это вовсе не значит, что его нужно вести в больницу Павлова. Но когда при этом он отказывается от еды и пропускает школу, то это уже требует вмешательства и квалифицированной психологической, а возможно, и медицинской помощи!» Специалист рассказывает о симптомах-маркерах, первой консультации, методах диагностики нарушений и критериях эффективности терапии.

 

 

Обратите на меня внимание!

 

Если родители замечают, что у их любимого чада серьезно нарушено поведение, это прямой повод нанести визит психологу, уверяет Виталий Александрович. Другой вопрос, что входит в понятие «серьезно нарушено»? Давайте разбираться.
Во-первых, это неврологические проявления: энурез, энкопрез («медвежья болезнь»), нарушение сна, тремор. Во-вторых, поведенческие: страхи, сильная агрессия (например, из-за пустяка ребенок начинает крушить парты, набрасывается с кулаками на родителей), подавленность, уныние, замкнутость. Родители замечают, что сын или дочь страдает, но не знают, из-за чего – и в этом надо разбираться. Мало того, дитя не всегда может выказывать свое страдание, ведь чем старше ребенок, тем избирательнее его реакции, тем сильнее он умеет скрывать свои чувства. С 9-10 лет в школе и дома маленький человечек может вести себя по-разному. Именно поэтому важно прислушиваться к тому, что говорят о поведении чада учителя, – среди педагогов немало чутких специалистов.

 

А если ученик бодр и весел, а учитель, как в случае с Владиком, настаивает, что он не воспринимает программу? Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой ритм развития. Он может не совпадать с требованиями школьной системы, то есть малыш, попросту говоря, еще не готов к школе. Однако сказать, что за этим стоит, – индивидуальная норма или все-таки неврологическая патология, которая требует коррекции, может только профессиональный психолог или грамотный врач.

 

Ситуаций, когда помощь специалиста необходима, немало: адаптация в новом коллективе, развод родителей, утрата близкого человека. Но, опять-таки, все зависит от реакции ребенка. Есть дети, которые легко переносят вещи, тяжелые даже для взрослого восприятия. А есть очень чувствительные, ранимые малыши, для которых и несерьезное, на наш взгляд, событие (ссора с другом, поломка любимой игрушки) может стать психологической травмой.

 

 

Ищем достойного специалиста

 

Как найти хорошего психолога среди сотен фамилий, званий, регалий, которые непосвященному ни о чем не говорят? Алгоритм прост. Прежде всего тот, кто именует себя психологом, должен иметь базовое высшее психологическое образование. Кроме того, у него должна быть четкая специализация, соответствующая вашему запросу: увы, не так много талантливых людей, которые могут консультировать кого угодно по каким угодно вопросам. Если ребенок не разговаривает, хотя по возрасту ему положено, стоит искать дефектолога или коррекционного психолога. Если у сына или дочки страхи – психотерапевта, работающего с детьми. Если родители разводятся, нужен семейный психолог или психотерапевт.

 

Опыт работы, конечно, имеет большое значение.

 

Но десятилетний стаж иногда означает лишь одну-две консультации в месяц на каком-то предприятии, в то время как два года практики могут вместить в себя интенсивную ежедневную работу с детьми. То же касается и всяческих сертификатов: у настоящего ученого-психотерапевта просто не всегда есть время на прохождение различных тренингов. Сертификаты говорят скорее о менеджерских качествах человека, чем о профессиональных.

 

Как же убедиться, что специалист достойный? «Уже первый телефонный разговор позволит почувствовать, того ли человека вы нашли, – объясняет наш консультант Виталий Матусевич. – Хороший психолог не станет на ходу выяснять подробности: если занят – попросит перезвонить, чтобы уделить вам достаточно времени. Какие уточняющие вопросы он задает? Насколько деликатен? Сможете ли вы ему доверять? После такой беседы вы сами поймете, хотите ли идти к нему на прием».

 

Продолжение статьи читай на сайте edinstvennaya.ua

Новини партнерів

Загрузка...

Нове на сайті