Первый возрастной кризис, рассказывает на своей странице в Facebook детский психолог Светлана Ройз, – это кризис новорожденности. Любой этап развития ребёнка – это процесс для всей семьи. Поэтому всегда корректнее, когда говорят не беременная женщина, а семья или пара, ожидающая ребёнка. Не ребёнок в кризисе 3-х лет, а семья, проживающая кризис трёх лет, или же, например, подростковый. И все эти этапы – это так много «про нас», и так много могут дать поводов для открытий и переосмыслений для взрослых.
Светлана Ройз отмечает: «Я все время фиксирую внимание студентов и клиентов на том, что ЗА поступками и реакциями детей, как правило, стоит что-то более глубокое».
Ведь у каждого ребёнка своя история. Есть те, кто легко обозначает свои границы, легко идёт на конфликт, легко говорит «нет», легко идёт на провокации, проявляет силу, легко проявляется «внешне», легко экспериментирует. Для них изменение цвета волос, внешности, образа или даже просто открытое хамство – это просто очередная проба- творческое действие. Для других же детей позволить себе подобное изменение – это огромный внутренний «шаг».
На что могут повлиять в своей жизни дети? Где они могут проявить свою волю? Куда они могут канализировать свою потребность в сопротивлении, например, школе и ее ...стандартизированности и «унылости», родителям, давлению с ДПА и ЗНО, ситуации в стране, к которой они, кстати, внимательно присматриваются? Где они могут дать сброс этому напряжению и сопротивлению?
Родители, давайте будем давать детям право выбора в том, что безопасно для них и что возможно. Иначе свою потребность влиять, контролировать и «иметь право» они будут компенсировать в чем-то, что нам не понравится. И ещё важно – дать возможность столкнуться с результатами своего выбора. Взять ответственность за своё решение.
Своей тревогой и желанием со всех сторон подстраховать ребенка, своей «заботой о его будущем» родители часто, очень часто, не позволяю ему проявить его силу. И встретиться с этой силой. Получается, не доверяют его собственной мощи. Он принял решение, значит, способен справиться с его последствиями.
Одна из задач подросткового возраста для мам – пока дети исследуют, сепарируются, дозревают (а им положено обесценивать мам, раздражаться, вспыхивать и остывать, быть сонными и строптивыми, и лучше, если это проявлено) – искать свой собственный «смысл» вне ребёнка, исследовать свои реакции, свои «кнопки», свои сильные и слабые места, свою тревогу и гиперконтроль, свои страхи из своего жизненного опыта, свою потребность в одобрении, в желании быть правильной и правой.
По материалам Светланы Ройз