Предыдущая запись в Дневнике молодой мамы - в "Дневник молодой мамы: пляжный сезон, футбол и чизкейк"
Обожаю Дюрера – светловолосого, красивого немца с проницательным взглядом немигающих на автопортрете глаз; люблю его насыщенные символами гравюры, например, «Меланхолию», но живописное полотно «Четыре апостола», изображающее четырех мужчин в полный рост, безо всяких загадочных атрибутов и мистических фигур, по-моему, затыкает все его гравюры за пояс.
Ну вот, только напустила туману. Но там интересно, правда, аж мурашки по коже. Я вот впервые увидела Четырех апостолов в «Великих художниках», журнальной подборке, которую мы с мамой собирали в детстве. С тех пор я пересмотрела десятки репродукций с различной цветовой передачей и даже видеоролики с участием полотна. И вот.
Диптих «Четыре апостола» представляет собой два узких прямоугольных полотна, чуть более двух метров в высоту и менее метра в ширину каждое – практически все пространство картины занимают апостолы, стоящие во весь рост. Строго говоря, изображенных на картине апостолов три – это Иоанн, Петр и Павел, четвертым изображен евангелист Марк.
На первом плане левой доски изображен Иоанн в красном плаще с желтым подбоем, углубленный в раскрытую Библию; апостол, как заведено, изображен юным и безбородым. Позади Иоанна – Петр, заглядывающий в книгу через его плечо. Петр, в годах и с длинной бородой, традиционно, держит в руке ключи от Царства Божьего.
На первом плане правой доски почти в профиль помещен Павел в белом плаще, в его руках закрытое Писание и меч. Павла изображали, и Дюрер не был исключением, высоколобым, узколицым и длиннобородым. За Павлом виден евангелист Марк – круглолицый с темными курчавыми волосами и бородой, он, по канонам иконографии, сжимает в руках свиток.
Свою картину Дюрер написал во времена торжества Реформации в Германии, утверждения протестантской веры — веры в главенство индивидуального духовного развития, а не в непогрешимость Папы Римского.
Поэтому, сама расстановка фигур на картине многозначительна: апостол Петр, почитающийся покровителем римско-католической церкви, изображен на втором плане, в тени, а Павел, «любимчик» сторонников Реформации – на переднем плане, на свету.
Кроме того, Альбрехт Дюрер сопроводил свой диптих надписями, расположенными под фигурами апостолов, которые сделал по его просьбе каллиграф Иоганн Нойдерфер. Это евангельские цитаты по Библии, переведенной Мартином Лютером в 1522 году на немецкий язык, с вступлением Дюрера: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения. Ибо бог ничего не добавил к своему слову и ничего не убавил. Поэтому слушайте этих превосходных четырех людей — Петра, Иоанна, Павла и Марка, их предостережение».
Апостолы Петр и Иоанн в своих цитатах предостерегают от лжепророков и лжеучителей, Павел предупреждает о тяжких временах с засильем нечестивцев, предателей, сребролюбцев и сластолюбцев, а Марк говорит о лицемерах: "И он поучал их и говорил им: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях и сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах. Сии, поядающие дома вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение".
Похоже, что Дюрер, мастер загадочных посланий и скрытых смыслов, смог выразить поддержку всем искренне верующим, вне зависимости от принадлежности к католикам или протестантам, и предостеречь от опрометчивых суждений и греховных поступков и тех и других.
Мы видим на полотне двоих мыслителей, читающих Библию, спокойных и самоуглубленных, и двоих деятелей, настороженных, возбужденных, с закрытой книгой и мечом наготове. Возможно, художник просто хотел показать, что благодаря «людям с мечом», божественные идеи, искаженные, непонятые, дошли до наших дней, а рассчитывающим на истину следует просто открыть Библию, предлагаемую «людьми с книгой», и читать.
Вот я и читаю.
Следующая запись в Дневнике молодой мамы - в "Дневник молодой мамы: во все тяжкие"
Дневник молодой мамы: Дюрер, четыре апостола и чтение Библии
Продолжаю читать Библию.Сейчас попробую объяснить, почему для меня важно – слипающимися глазами читать эту книгу. Лучше всего эту необходимость показал Дюрер в своих «Четырех апостолах».