Дневник молодой мамы: мои любимые бессмертные

Муж пытается жонглировать, а Ксюха заливается смехом, глядя на него. Муж иногда кричит: «У меня уже почти получается!» - и тогда Ксюха смеется еще громче.Сегодня рассказывала, как барашек говорит: «Бэ», и как мышка говорит: «Пи-пи-пи».

Предыдущая запись в Дневнике молодой мамы - в Дневник молодой мамы: впервые увидела мужа, потерявшего самообладание


Подложила под коврик в прихожей желтые монетки. Вы не в курсе? Это привлекает достаток. Тайное знание пришло мне от подруги, которая прочитала толстенную книжку по фэн-шуй. Древнекитайское искусство уже может похвастаться целой армией современных поклонников. Всем приблизительно знакомы мелодично звенящие на ветру талисманы, амулеты с иероглифами и изображения странноватых китайцев на бамбуковой бумаге; предприимчивые люди в иллюстрированных книжках предлагают практические советы, как лучше расставить мебель в квартире и офисе, для достижения самых желанных любви, здоровья и достатка.

Мои любимые справочники по истории религий и мифов народов мира комментируют, что фэн-шуй – это даосское искусство, основные задачи которого – нахождение наилучших мест для жилищ и храмов, создание ландшафтов, организация мест захоронения и т.д. Удобным местом считается то, в котором пересекаются так называемые магнитные потоки: Голубой Дракон и Белый Тигр. Кроме того, место должно быть сухим и располагаться подальше от муравейников. В общем, практически, монетки под ковриком.


Я давно очарована группой китайских даосских народных героев – восьмеркой бессмертных. Я даже готовила о них статью на портале гражданской журналистики и доклад на семинаре по религиоведению в университете: сказочные, веселые, экстравагантные даосы, наделенные сверхъестественными способностями и героическими качествами, категорически не похожими на стандартный набор народных героев, по-моему, заслуживают рассказа. Здесь я тоже о них расскажу – это в моем случае, наверное, неизбежно.


Давайте перенесемся на миг в классический китайский пейзаж: величественные горы, необъятные просторы леса, изящные пагоды. Вдохнем аромат цветков дикой сливы – мэйхуа, ощутим на коже легкое прикосновение шелка. И под чашечку зеленого чая будем знакомиться со знаменитыми и неповторимыми китайскими героями:


Лань Цай-хэ -  юродивый

Или попросту городской сумасшедший. Лань носит рваное синее платье, да и в обуви непривередлив – у него всего один сапог. Он просит милостыню, распевая песни на городских базарах, но при этом все деньги, которые удается выручить, нанизывает на длинный шнур и волочит за собой по пыльным дорогам. Частенько Лань теряет монеты, раздает их встречающимся нищим или пропивает в винных лавках. Лань Цай-хэ достиг героического положения Бессмертного спонтанно: когда он пел и танцевал рядом с озером Хаолян, попивая местное вино, с небес послышались звуки свирели, и неведомая сила подняла юродивого на облака. Ланя часто видели с корзиной, наполненной фруктами, его почитают как покровителя садоводства.

Люя Дун-биня почитают как святого – чадоподателя

Люй Дун-бинь – наиболее уважаемый и почитаемый из восьми, не блистал красотой в общечеловеческом понимании: от рождения у него была шея журавля, спина обезьяны, туловище тигра, лик дракона и глаза феникса. Нетривиальная внешность, однако, не помешала молодому и талантливому Люю стать ученым и насмешливо отрицать все иррациональное. Однажды он ввязался в спор с даосом на постоялом дворе. Даос, в ожидании заказанной еды, заговорил с Дун-бинем о тщете мирских желаний и глубинах познания Абсолюта, Люй, как и подобает молодому ученому, начал иронично протестовать, но вдруг уронил голову на скрещенные на столе руки и заснул. Во сне он увидел свою жизнь полную взлетов и падений, переживаний и страшных несчастий. В мгновение смертельной опасности, Люй резко проснулся и снова увидел перед собой даоса, мирно ждущего свою еду. Прозревший Люй Дун-бинь оставил прежнюю жизнь и стал даосским отшельником

В дальнейшем, в странствиях и приключениях, Люя везде сопровождает его верный ученик Лю, из остроконечной головы которого растет ветка ивы. Дун-бинь не расстается со своей мухогонкой – атрибутом беспечного Бессмертного и, конечно, мечом, разрубающим нечисть. Люя Дун-биня почитают как святого – чадоподателя. Считается, что поклонение ему поможет иметь много сыновей. Он также покровитель литературы.


Чжунли Цюань – блестящий каллиграф эпохи Тан

Образ Чжунли внушителен: он высок, черная курчавая борода спускается ниже пупа, тело с головы до ног покрыто татуировками, на непокрытой макушке – два пучка волос. Кроме того, Цюань всегда бос. Чжунли обратился на путь постижения Дао после того, как императорские войска под его командованием были наголову разбиты тибетскими племенами. В отчаянии, он обратился за советом к даосскому монаху. Монах отвел его к Владыке Востока, покровителю всех бессмертных мужского пола, который объяснил Чжунли необходимость бросить военную карьеру и отдать все силы постижению Дао.


Чжунли Цюань вплотную занялся алхимией и научился превращать медь и олово в золото. Все волшебное золото он в голодные годы раздавал беднякам. Однажды перед Чжунли раскололась каменная стена, обнаружив нефритовую шкатулку с наставлениями о том, как стать бессмертным. Как только он внял этим наставлениям, с небес спустился журавль и унес Чжунли в страну Бессмертных. У Чжунли есть веер, которым тот оживляет мертвых. Чжунли Цюань – покровитель солдат.


Чжан Го-лао – обожествленный даосами герой


Чжан Го-лао действительно жил в эпоху Тан. Го-лао – даос-маг, путешествующий по миру на белом осле, способном в день пробежать приличное расстояние. На отдыхе Чжан скатывал осла в трубочку, а когда необходимо было снова трогаться в путь, сбрызгивал осла водой и тот оживал. Чжан может предвидеть будущее и сообщать о событиях далекого прошлого. Изображения Чжана – седого старца с бамбуковой трещоткой верхом на осле лицом к хвосту, часто вешали в комнатах новобрачных (Чжан подносит сына).


Ли Те-гуай  (Ли «Железная клюка»)

Ли Те-гуай (Ли «Железная клюка») – один из самых популярных Бессмертных. Ли высок, у него темное лицо, большие глаза, курчавая борода и курчавые волосы, схваченные железным обручем. Он хром и ходит с железным посохом.

Даос Ли, познав тайны Дао, оставил свое тело на попечение ученика, а свою душу направил в горы, предупредив, что вернется через семь дней. В противном случае он велел ученику сжечь тело. Через шесть дней ученик узнал о болезни матери, сжег тело учителя и поспешил домой. Вернувшейся душе Ли ничего не оставалось, как войти в тело умершего хромого нищего. Впоследствии он явился в дом ученика, оживил его мать, а через 200 лет взял и ученика на небо.

Постоянные атрибуты Ли Те-гуая – тыква-горлянка с чудесными снадобьями, висящая на спине, и железная клюка. Ли почитали как покровителя магов, его изображения служили знаком аптекарских лавок.

Хань Сянь – реальная личность

Хань Сянь – реальная личность, впоследствии приобретшая магические черты, племянник знаменитого литератора и мыслителя Танской эпохи Хань Юя (768-824). Хань был полной противоположностью своему дяде, конфуцианцу-рационалисту, не верящему ни в буддийские, ни в даосские чудеса. Когда дядя по приказу императора тщетно пытался вызвать дождь во время засухи, Хань Сянь с легкостью вызвал дождь со снегом, которые обошли стороной только усадьбу Хань Юя. Судя по легендам и сказаниям про Бессмертных, племянник частенько утирал дяде нос подобными фокусами.


Хань Сянь – покровитель музыкантов

Цао Го-цзю (Цао «Дядюшка государства») – младший брат китайской императрицы. Он всегда презирал богатство и знатность и мечтал лишь о чистой пустоте даосского учения. Возмужав, Цао ушел из дворца и отправился бродить по свету. Государь подарил ему золотую пластину с надписью: «Го-цзю может везде проходить как сам государь». Когда однажды Цао переправлялся через Хуанхэ и перевозчик потребовал плату за проезд, Го-цзю предложил ему вместо денег свою золотую пластину.

Лодочник обмер от испуга, остальные пассажиры начали восхвалять Цао, а бывший среди них монах-даос заорал на него: «Коль ушел в монахи, зачем являешь свое могущество и пугаешь людей?». «Как смеет Ваш ученик являть свое могущество?» - смиренно отвечал на это Го-цзю. «А можешь выбросить золотую пластину?» - вопросил монах. Цао тут же швырнул пластину в реку. Все изумились, а монах-даос (а это был Люй Дун-бинь) забрал «Дядюшку государства» с собой, к Бессмертным. Цао Го-цзю почитали как покровителя актерского мастерства.

Хэ Сянь-гу («Бессмертная дева Хэ»)


Хэ Сянь-гу («Бессмертная дева Хэ») – единственная женщина среди восьми Бессмертных. В детстве Хэ съела волшебный персик и никогда больше не чувствовала голода. У Хэ Сянь-гу была злая мачеха, заставлявшая ее трудиться на кухне целыми днями. Хэ проявляла исключительное терпение, чем тронула Люя Дун-биня, и тот помог девушке вознестись на небеса. В спешке она захватила с собой черпак, поэтому иногда китайскую золушку Хэ почитают как покровительницу домашнего хозяйства.


Зеленый чай выпит, да и история подошла к концу; восьмерка эксцентричных китайских героев, запечатленная на бамбуковой бумаге, пересекают бурлящее море на утлой лодчонке. Эта картинка – образчик народной любви к своим героям и моего интереса к религиям народов мира. Я пытаюсь объяснить то, что совершенно не важно, насколько ненаучно совать под коврик желтые монетки, ожидая прихода богатства; это интересно.

Следующая запись в Дневнике молодой мамы - в "Дневник молодой мамы: мамы не должны быть раззявами"

Новини партнерів

Загрузка...

Нове на сайті