Диагноз СДВГ: почему все чаще его задают детям. Разговор с неврологиней

«Доктор, он у нас просто очень активный… или все-таки СДВГ?» – этот вопрос почти каждый день звучит на приеме у детского невролога. Родители приходят с тревогой, чувством вины и страхом пропустить что-нибудь важное.

А иногда – наоборот, с надеждой, что диагноз объяснит все трудности: плохое обучение, конфликты, усталость всей семьи. В любом случае консультация специалиста полезна, ведь проблему тем легче решить, чем раньше ее определить. Разобраться в этих вопросах нам помогла детская неврологиня медицинского центра Берсенева Владислава Олеговна Кулик.

Владислав Олеговна, почему тема РДУГ стала такой популярной?

«Ты росла/ты рос – никакого РДУГ не было, он просто непоседа», – так часто апеллируют бабушки к озабоченным родителям малышей. Но это не совсем так. Просто осведомленность стала шире: мы стали лучше замечать детей, но в то же время стали хуже переносить детское «неудобство».

А что конкретно поменялось за последние годы?

Информации стало больше, но и тревоги тоже. Раньше родители слышали: "перерастет", "характер", "мальчики – они такие". Сейчас за один вечер можно посмотреть десяток роликов «признаки РДУГ» и узнать в них собственного ребенка. Осведомленность, безусловно, помогает. Но имеет и побочный эффект: самодиагностика по 30-секундному видео и, как следствие, родительская паника.

Нельзя не упомянуть и роль соцсетей. Они подсветили то, что раньше скрывали, о чем молчали. Теперь люди открыто говорят о нейроразличиях, терапии, лекарствах, школьных трудностях. Это, конечно, тоже хорошо. Но есть претензии к алгоритмам соцсетей: они «задают диагнозы» вместо врача и любят громкие заголовки типа: «Если ребенок крутится – это РДУГ». А это далеко не всегда так.

Еще один немаловажный момент: современная школа стала более «сидячей» и требовательной. Многие дети объективно не созданы природой для режима «45 минут тишины, взгляд в тетрадь, руки на парте». Особенно в 6-7 лет. В современном обучении стало меньше движения, меньше пауз, больше ранней академической нагрузки. В результате мы имеем ситуацию, когда то, что раньше считалось нормой развития, начинает выглядеть как проблема поведения.

Социальное давление на родителей выросло невероятно! Сегодня родители часто живут с ощущением: «если сейчас не поправлю – потом будет поздно». Плюс настоящий пресс сравнений: у соседки ребенок усидчив, у какого-то известного блоггера – идеальный режим для ребенка, а о вашем часто говорят: «мешает другим детям». И тогда у мамы или папы включается очень понятный механизм: «Мой не такой, как все… Надо что-то делать…» Именно здесь появляется риск: любого активного ребенка начинают рассматривать сквозь лупу РДУГ.

Приведу пример из практики. Мама 6-летнего мальчика пришла ко мне с формулировкой: «Может быть, у него РДУГ?». Спрашиваю, в чем дело, откуда такие выводы? Оказывается, на занятиях по робототехнике он не сидит за столом, а встает, подходит поближе, касается деталей, перебивает и хочет все и сразу.

Когда мы начали разбираться, выяснилось: дома он может часами собирать конструктор, в гостях обращается нормально, с режимом сна все более или менее хорошо, а на занятиях он просто демонстрирует высокую вовлеченность, но формат не позволяет ему свободно двигаться и исследовать. Разве в этом что-то плохое? Это лишь несоответствие темперамента и условий, а также возраст, когда ребенку еще сложно придерживаться жесткой дисциплины.

Читайте также

Обновленный календарь прививок заработает с 2026 года: что изменится в календаре вакцинации

Ребенок-непоседа или все же РДУГ? Когда активность - норма, а когда причиной обратиться к врачу

РДУГ у ребенка: почему наши бабушки не верят в этот диагноз и как с ним жить

Новое на сайте