Детский уролог: у каждого третьего ребенка проблемы с мочеполовой системой

Поговорим о том, когда ребенка впервые должен осмотреть детский уролог и на какие симптомы нам следует обратить особое внимание.

На вопросы о детской урологии нам ответил руководитель этого направления клиники “Добробут” (Киев), детский уролог Максим Пономаренко, врач с 17-летним опытом, член Европейской ассоциации детских урологов, человек, который относится к каждому маленькому пациенту, как к родному. Сегодня в клинике оперируют любую урологическую патологию, причем большинство вмешательств, в том числе у малышей до года, проводят современным лапароскопическим методом.

Мы спросили у доктора, почему в Украине так много детей с урологическими проблемами и попросили рассказать детально о развивающихся методиках, позволяющих лечить сложные патологии даже у самых маленьких минимально дискомфортно, максимально быстро и стопроцентно результативно.

Максим Викторович, действительно так много малышей с аномалиями мочеполовой системы?

Увы. Около 30 % всех врожденных патологий – урологические.

В чем причина? Наследственность?

В большинстве случаев как раз нет. Обычно отклонения в развитии мочеполовой системы вызваны какими-либо неблагоприятными внешними факторами во время беременности. То есть если с организмом женщины во время беременности происходит что-то плохое, органы мочеполовой системы малыша могут сформироваться неправильно. Хотя часть патологий, вы правы, наследуются. Например, поликистоз почек: есть у родителей – будет и у ребенка.

Какие самые распространенные аномалии?

Гидронефроз – увеличение размеров почки, вызванное нарушением оттока мочи, например, из-за сужения мочеточника. Мегауретер – патологическое расширение мочеточника. Пузырно-мочеточниковый рефлюкс – обратный ток мочи из мочевого пузыря в мочеточник. Если говорить о половой системе, то водянка, паховая и пахово-мошоночная грыжи, крипторхизм (не опущенное яичко), аномалии полового члена, скрытый половой член у ребенка, гипоспадия.

Насколько опасно все перечисленное?

Если обнаружить патологию вовремя – на ранней стадии, – в большинстве случаев удается полностью избавиться от проблемы, и после лечения ребенок растет здоровым. Но, как вы понимаете, ключевое слово – «вовремя». Поэтому важна качественная пренатальная диагностика, то есть выявление пороков еще на этапе внутриутробного развития, и обязательное обследование у детского уролога сразу после рождения ребенка и через год (в обоих случаях, кроме анализов мочи, необходимо также сделать УЗИ почек и мочевого пузыря).  Мальчиков обязательно нужно показать урологу еще и в 12–13 лет.

Максим Викторович, с какими пороками и аномалиями обращаются к вам?

С любыми. Мы проводим как медикаментозное, так и хирургическое лечение. Причем оперируем даже тяжелые патологии. Несколько месяцев назад, к примеру, пересадили мочеточник 11-месячной девочке. Из-за мегауретера у ребенка было постоянное воспаление, и это угрожало единственной почке. Но нам удалось успешно прооперировать малышку, нормализовать работу мочевыделительной системы и сохранить такой критично важный орган. Причем весь этот большой объем работы мы сделали лапароскопически, то есть через небольшие проколы. Через несколько недель их уже почти не было видно, а ребенок чувствовал себя прекрасно.

Насколько мы знаем, это первая подобная операция в Украине…

Да, до нас еще никто в стране не пересаживал мочеточник маленькому ребенку лапароскопическим методом.

Ваше отделение детской урологии работает с малоинвазивными методиками?

Да, большинство наших операций – малоинвазивные: или лапароскопические, или открытые, но через мини-разрезы. Причем в клинике есть оборудование, позволяющее проводить лапароскопические вмешательства даже у очень маленьких пациентов – у детей до года. Подобного оборудования пока нет ни в одном другом медучреждении Украины.

К слову, мы одни из немногих в стране оперируем лапароскопическим методом гидронефроз (когда нужно сформировать новое соединение между мочеточником и почкой). В том числе и тяжелые случаи, как, например, гидронефроз при сросшейся подковообразной почке.

Мы знаем, что у вас есть несколько патентов в лапароскопии. Что патентовали?

Один из патентов – это усовершенствование существующей операции по удалению паховой грыжи. Удалось сделать так, чтобы максимально исключить риск рецидива после вмешательства.

Если продолжить тему о нововведениях, то вот сейчас будем работать над внедрением новой методики малоинвазивного хирургического лечения маленьких пациентов с мегауретером, которую я привез со стажировки в Италии.

Миниинвазивная хирургия – это не только меньше боли и дискомфорта, это еще и меньше времени в стационаре, да?

Совершенно верно. У нас даже после прооперированного гидронефроза дети выписываются домой максимум через три дня. В большинстве же случаев малыш проводит в клинике меньше дня, и это вместе с обследованием, операцией и послеоперационным периодом. Утром приехал, вечером уже можно ехать домой. Даже пациента, которому мы лапароскопически удалили раздутую погибшую почку, выписали домой меньше чем через сутки после вмешательства.

А как же выход из наркоза? Не опасно так рано выписывать ребенка после анестезии?

Дело в том, что сегодня для анестезии используются совершенно не те препараты с массой побочных действий, которые применялись 10–15 лет назад. Современная анестезия – это медицинские газы, состоящие на 70 % из воды. Они обеспечивают короткий медикаментозный сон, пробуждение после которого легкое и без какого-либо дискомфорта. Препараты разрешены даже месячным грудничкам и беременным. То есть мы наблюдаем ребенка несколько часов после операции и затем спокойно отправляем домой. Но в любом случае мы продолжаем поддерживать связь с родителями до полного выздоровления ребенка.

Говорят, в вашей клинике малыши идут в операционную с родителями и даже с любимыми игрушками – это правда?

Да, мы действительно разрешаем нашим маленьким пациентам брать в операционную любимую игрушку. И заходят дети в операционную действительно с кем-то из родителей. Затем ребенок, сидя на руках у мамы или папы, дышит маской и засыпает. Родитель возвращается в палату, врачи и сестры принимаются за работу. Не зря же наш девиз – «Детская хирургия без слез»! Просыпается малыш тоже рядом с мамой или папой в палате. То есть мы делаем все, чтобы у детей не оставалось отрицательных эмоций и тем более страха.

Оперируете ли по скорой помощи? Или у вас только плановая хирургия?

Оперируем, конечно! У нас полноценный хирургический стационар, и есть ургентные бригады. Мы круглосуточно можем взять на операцию ребенка любого возраста с травмой половых органов, почки или мочевых путей, с перекрутом яичка и другими патологиями, требующими незамедлительного хирургического вмешательства.

 

Максим Викторович, и не можем не спросить: при каких симптомах родители должны немедленно показать ребенка урологу, чтобы не упустить времени?

Если болезненное учащенное мочеиспускание; если энурез у ребенка старше двух лет; при повышенном уровне лейкоцитов в моче; при необъяснимом повышении температуры; если ребенок жалуется на боли в пояснице или животе; если изменился цвет мочи или появился неприятный запах; если у мальчика асимметрия мошонки или сужение крайней плоти (фимоз).

И напоминаю о необходимости регулярно сдавать анализ мочи, особенно накануне важных для ребенка событий: перед прививками, походом в садик, школу, поездкой в лагерь и т. д.

фото:личный архив Максима Пономаренко

Читайте также

Надо к доктору: 12 симптомов у ребенка, которые нельзя игнорировать

Запретный список МОЗ: врач разъясняет, почему нельзя лечиться этими лекарствами

Врач расскажет: чем опасны аденоиды, как лечить аденоидит и когда нужна операция

К неделе иммунизации: врач рассказала о вакцинации от гриппа

Новое на сайте