Ольга Фанагей-Баранова, мама четырёх сыновей, блогер, организатор детских книжных фестивалей
Продолжаю тему спонтанного развития на деревне, начатую мной в прошлом тексте о нашей дауншифтерской жизни.
Настоящим открытием для меня, дилетанта и аматора, стало то, что для современных педагогов является аксиомой. Нет ничего эффективнее для развития ребенка, чем проектная деятельность. От себя добавлю – проектная деятельность, инициированная самим ребенком.
«Хочу зарабатывать»
Недавно в пятилетнем Степе проснулся неукротимый дух предпринимательства.
- Буду зарабатывать деньги, - твердо заявил недоросль перед сном.
- А зачем тебе деньги?
- Я пока еще не знаю, на что их потрачу. Может, на дартс или удочку. Потом придумаю. А пока хочу просто зарабатывать.
Дальше понеслись варианты.
- Я буду делать и продавать шары из грязи моим друзьям, которым родители не разрешают пачкать руки...
- Я буду почтальоном - буду развозить письма на велосипеде. Давай мне скорее задания, чтоб я получше читать научился.
- Буду электриком. Смотри, эти дяди приехали, по лестнице залезли и слезли. Я как раз высоты не боюсь.
- Я буду змей ловить и их яд продавать.
- Я буду делать мороженое из сока и льда, дай сок.
- Я буду цирк устраивать в селе. Осталось немного трюков выучить.
- А еще, я думаю, можно перепродавать что-нибудь: в одном месте купить за меньше денег, а в другом продать за больше...
- Может, все-таки кто-нибудь купит мой рисунок?!!!!!
В общем, любая фраза, начинающаяся словами "Я сделаю", стала оканчиваться фразой "и продам".
Нелегко быть матерью бизнесмена
Если б вы знали, сколько раз я ловила себя на фразах, которые норовили соскользнуть с моего языка: "чтобы заработать, нужно тяжело работать", "чтобы заработать, нужно долго учиться", "сможешь заработать, только когда вырастешь", "перепродавать - аморально"...
Удержалась, не соскользнули.
И ведь самое забавное, что я так не думаю. Но прошивка, сделанная моими родителями – внутри, никуда не делась. И радостно ринулась наружу при первом же удобном случае. Я справилась и удержала их внутри. Впрочем, это о моих уроках и моем мамско-личностном росте. Вернемся к Стёпиным прорывам.
Операция «Вишня»
«Я решил делать чай из ферментированной вишни, как мы с тобой делали в прошлом году». Точнее было бы сказать, «как я делала, а сынок наблюдал краем глаза». Ок, вперед, сын.
И тут я увидела, что значит «учиться в деле». Самоорганизация и самоконтроль, тайм-менеджмент, понимание алгоритма действий, не такого уж простого для пятилетнего ребенка. Ведь процесс ферментации состоит из многих этапов и длится около недели – от сбора листьев до расфасовки через завяливание, заморозку-разморозку, подготовку к ферментации и саму ферментацию, сушку.
Тут тебе и биология, и химия, и геометрия, и экологические принципы... Конечно, если отвечать на неизбежно возникающие вопросы ребенка и уделять внимание тонкостям. Но этим нас не испугать.
Математика бизнеса и просто математика
Откуда геометрия, интересуетесь вы? Так ведь оптимально раскроить лист крафт-бумаги, чтобы потом склеить из него пакеты для чая – это задача не из простых. Да и схему склейки самих пакетов придумать – тоже. Для пятилетки, повторюсь. Конечно, расфасовывать в целлофановые пакеты мы не можем – экопринципы уже внушены.
А еще бумажные конверты надо подписать и украсить. Степа хоть читать и научился как-то сам около четырех с половиной, но особо практиковаться не торопится.
А тут и в письме пришлось поупражняться, и в счете, конечно. «Денежки счет любят», сами понимаете. Так что освоил Степа под шумок счет десятками, чтобы сдачу давать.
Не сам по себе, конечно. Я объяснила. Но не когда пришло время по моему мнению, а когда ему понадобилось-захотелось.
И поверьте, эффективность такого обучения не идет ни в какое сравнение с обязаловкой. Теперь любимая Стёпина игра в дороге – «десятки и единицы», то есть просто задачи на устный счет в два-три действия, которые мы задаем друг другу. Да-да, обязательно и он мне, иначе это не игра, а контрольная. Кстати, чтобы проверить правильность выполнения мамой задания, самому тоже нужно посчитать. Заодно и я мозги тренирую.
Азбука малышкового стартапа
Ну и собственно, экономика. Ведь Степе пришлось продумать весь производственный процесс, посчитать затраты, сформировать цену своего товара, исходя из трудозатрат и рыночной цены. Едва начав собирать листья, он задумался о рекламной компании.
Как вы понимаете, он не называет все это такими словами. Просто сын озабоченно спросил: «А как покупатели узнают о том, что у меня есть для них чай?». Тут уж я ему рассказала об интернет-торговле и о хорошей рекламной площадке, которой является мамина страница в фейсбуке.
Самое смешное, что первую партию Степа распродал без моей помощи, походив по соседям, у которых оказались еще и родственники-чаеманы.
Мамины уроки
Я не хотела, чтоб настырность юного бизнесмена разорила добросердечных соседей, и сделала пост в соцсети о возможности предзаказа стёпиной вишни. Заказов Степан получил столько, что ему тут же пришлось задуматься о масштабировании своего стартапа и привлечении наемных работников. В мамином лице, естественно. Обсудили варианты оплаты, почасовую работу и процент от прибыли… В общем, экономическое образование продолжается.
Но главный урок получила я. Никаких предзаказов, когда речь идет о пятилетке. Ответственность за взятый заказ – это уже требование не по возрасту. Да и интерес у ребенка этого возраста не отличается особой стойкостью. Сегодня он хочет зарабатывать деньги вишней, завтра подается в уличные музыканты, послезавтра деньги его уже вовсе не интересуют, а ты отдувайся за данную тобой рекламу.
Очень сложно вовремя остановиться и вспомнить, что каждый человек имеет право сам решать, когда начать дело и когда его бросить. Даже если этот человек – ребенок. Особенно если этот человек – ребенок.
фото: личный архив автора