мама двоих детей, детский психолог, автор статей
Впервые с понятием "особые потребности" я соприкоснулась, когда готовила эту статью. В нашей стране все больше обращают внимание на статус инвалидности с точки зрения ограничений, забывая, что люди с инвалидностью, умеют и могут много всего. И мне кажется, что им хотелось бы, что бы их рассматривали в обществе не с точки зрения ущербности и неспособности, как это, к сожалению, происходит, а с точки зрения "особых потребностей". И вопрос по поводу места в обществе не стоял бы вовсе!
Ability awareness - осознание способностей, это то, чего ждут от общества люди с ограниченными возможностями.
Что знают дети о мире людей, живущих в статусе инвалидности? Как реагируют на людей не таких как остальные? Умеют ли замечать потребности этих людей? Как себя чувствуют люди с инвалидностью, замечая на себе испуганные взгляды окружающих, в которых читается недоумение и жалость?
Это все вопросы риторические, так как в современном мире дети имеют доступ к информации и возможности узнавать и знакомиться с разными гранями мира людей. Но, как объяснять и учить детей замечать и не отталкивать детей с разными особенностями развития, как налаживать контакт с детьми, у которых особые потребности?
Женева - солнечный февральский день. Обычная образовательная школа, перемена. Двор наполняется детьми разного возраста. Кто-то бежит в сторону детской площадки, кто-то направляется в тенистую зону на скамейки уютно расставленные под кронами деревьев, дети начинают общаться друг с другом. Из-за угла школьной двери выезжает инвалидная коляска, в которой сидит девочка лет 12. Коляску везет другая девочка такого же возраста. "Наверное, одноклассница", - подумала я, глядя на них. Дети окружают девочку, сидящую в инвалидной коляске, и начинают совершенно обычно с ней общаться, шутить, смеяться. Девочка улыбается в ответ своим одноклассникам.
На минуту я забыла о разнице детей в своих возможностях, о статусе инвалидности этой девочки, о том, чем собственно эти дети отличаются…это были просто дети, которым было хорошо и интересно вместе.
Развитие эмпатии у детей
Можем ли мы в Украине построить такое общество?
Мне кажется, маленькими шагами, мы уже начинаем это делать. В новой школьной реформе предусмотрено 8 мест в классе для детей с инклюзией. НО, есть другая сторона медали - наше историческое наследие, которое создало пропасть между людьми. Только сейчас в крупных городах появляются лифты для инвалидных колясок. Только сейчас можно увидеть в парках и скверах людей, которые пытаются влиться в обычный жизненный ритм. И им очень трудно осуществлять это.
Дети, которые будут учиться в общеобразовательных школах на инклюзивных местах, к сожалению, попадают в зону риска быть отвергнутыми и быть жертвами буллинга в детских коллективах.
В случае если с детьми не разговаривать и не объяснять, что мир разный. В первую очередь такое обучение рождается в семье. Где родители описывают мир, который не делиться на нормальных и не нормальных людей или «свои-чужие» в разрезе внешних расхожестей с другими.
Можно объяснять с малых лет, что не все дети могут, например, спуститься с горки и даже туда добраться на собственных ножках. Не все люди могут быть одинаково сильными или слабыми. Не все дети могут играть в догонялки или прятки. Мир - он разный. В нем нет повторений. Оттенок цвета волос и цвета глаз, тембры наших голосов, наши тела и наши способности. Есть люди, которым сложно выехать из собственного подъезда на улицу. Есть люди, которым сложно говорить. Есть люди, которые живут в этом мире совсем рядом с другими людьми, но вот контактировать с этим миром могут по-своему.
И в этом представляется большая и глубина изучения самой жизни и человеческой коммуникации. Принимать, помогать и не отстраняться!
Потому что худшее, что может быть в цивилизованном обществе - это отстранение и равнодушие друг от друга.
Дети считывают настрой и отношение родителей на непохожесть этого мира. Например, в песочницу зашел играть ребенок с синдромом Дауна и некоторые мамы, сразу же забрали своих детей играть в другую зону площадки. Остальные мамы так не отреагировали. И в будущем есть большая вероятность того, что дети, которым родители показывали пример: "Отойди от него, он какой-то странный!" будут проявлять равнодушие или даже пренебрежение в своем поведении по отношению к людям с особенностями развития.
Европейский опыт
Я вспоминаю историю, которая произошла со мной и моими детьми на пляже в итальянском курортном городке. Несколько детишек разного возраста строили песочный замок, к ним подошел мальчик лет 18 с синдромом Дауна. Дети вручили ему лопатку и обозначили его задачи для постройки задуманного. Они без особых проблем общались и реагировали на нового игрока в своей команде. И всем без исключения было интересно и легко в общении.
Мне кажется, это основная задача современного мира детей - помочь им налаживать контакты для взаимодействия.
Задача учителей
У меня была возможность в этом году наблюдать за работой одного из киевских учителей в школе с новой экспериментальной программой, в которой был ребенок с инклюзией.
Первое, что я отметила, это невероятная ювелирная работа самого педагога в направлении того, чтобы первоклашки приняли такого ребенка.
Вначале было непросто, дети не понимали некоторых поступков и линий поведения своего одноклассника. Но каждый день учитель говорила детям о том, что класс - это одна семья, что все люди разные, что возможно помочь и поддержать своего одноклассника в общении и играх и не обижать его словами.
И капля за каплей, но каждое слово смягчило детские сердца. Дразнить и задевать ребенка никто уже не имеет желания и интереса.
Дети смогли установить контакт с помощью своей детской непосредственности и своей игры, в которой нашлось место абсолютно всем в классе.
Сейчас, когда на улице май, я с уверенностью могу сказать, что этот детский коллектив сплоченный и дружный. И сама тенденция такого общения и отношения к ребенку с инклюзией очень помогла скорректировать новое поведение и найти способы контактировать с миром по-новому.
Фото: shutterstock