У нас нет статистических данных, но мы - все мамы и все чаще слышим, что такие случаи становятся более частыми.
И если "синий кит" и подобные сообщества направлены на подростков, то сейчас под удар попадают и дети помладше. Момо, Монашки, Слэндэрмены, Дом страхов, Бабка Грэнни - эти имена и названия всплывают в детских рассказах о том, что они смотрят, во что играют и что их страшит. Мы сделали большую статью. Дочитайте до конца. Там комментарий психолога и слова поддержки.
"Я все равно проведу самоубийство"
Наталия Грабовская - мама, блогер и автор статей (в том числе, и для нашего сайта) поделилась своей историей. Она еще очень свежая и касается ее дочери.
Младший сын пожаловался на то, что сестра показывала ему страшилки и теперь ему очень страшно. Когда мама стала расспрашивать, девочка и сказала эту страшную фразу про самоубийство.
Подробности читайте в посте Натальи.
Почему так случается?
Любовь к страшилкам в детстве знакома нам всем. Помните "В черной-черной комнате!" или страсть к ночным "вызыванием духов и приведений"? Некоторых детей (нас, в том числе, это крепко пугало). А что говорить, если страшной Момо можно позвонить или она звонит тебе, если виртуальная реальность выглядит как реальность, в которой реальные голоса угрожают тебе и твоим близким или убеждают, что смерть - это такой себе квест, и подталкивают к ней... Это намного более действенно.
Страшные сказки, если они читаются, смотрятся вместе со взрослыми, помогает осваивать страхи, побеждать их и отрабатывать. В этом их неизменная польза. Но если ребенок остается сам на сам с материализующемся страхом, монстром или монстрицей, который с ним напрямую общается, то может случиться беда. Детские неврозы в разном их проявлении - явление закономерное в этом случае. Возможны вещи и пострашнее.
Почему еще это приобретает массовый характер?
В комментариях к посту Наташи, вы можете прочитать, что знать об этих чудищах модно и даже обязательно. А в некоторых классах и школах, тех, кто этого не делает, даже буллят.
Мало того, игры и видео сделаны так, чтобы четко воздействовать на детскую психику, учитывая ее особенности и уязвимости. И это все затягивает.
Ну и детское любопытство не дает покоя.
Что стоит делать?
Контролировать, безусловно, нужно. Но не запрещать, не требовать и не кричать.
Это еще больше отдалит ребенка от вас. Ведь эти ужастики направленны на разделение ребенка и родителей, разрушение их связи. И запрещающее, "не понимающее" поведение мамы и папы лишь подтвердят, как они плохи, а монстр был прав.
Да, ребенок, который чувствует себя одиноким и ненужным (мама много работает, появился маленький братик, новый муж), очень тревожный малыш, больше подвержен негативному влиянию. Хотя и активисты и крепыши тоже не защищены, ведь детский мозг еще уязвим и такие нагрузки на него могут быть не по силам.
Нужно восстановить близость, говорить, обнимать, поддерживать.
Да, у тебя может быть такое увлечение, да, эти ужастики очень привлекательны".
Да, вы бы хотели посмотреть вместе с ним, что он смотрит и понять, что это.
Да, вы очень любите своего малыша и переживаете за него, но он (она) всегда могут рассчитывать на вашу поддержку, понимание и защиту.
И да, вы готовы выслушать все, чего он боится и чего хочет. У вас есть на это силы.
Обязательно скажите, что вы - взрослые. А значит, сможете за себя постоять, даже если монстр обещает вам навредить, вы в состоянии защититься. Или найти того, кто это сделает. А дети не должны защищать взрослых.
Чтобы ребенок вам верил, верните себе душевное равновесие.. Если вы в истерическом состоянии после страшных слов ребенка слишком долго, он не поверит в вашу силу. А ему вы нужны как опора.
Присоединиться и вывести на свет
Если будете смотреть вместе с ребенком (может, вам это и не понадобится), комментируйте и задавайте вопросы: а как ты думаешь, зачем он это говорит, как ты считаешь, почему он хочет, чтобы дети боялись и умирали, а приятно ли бояться?
Идите за беседой. Выводите ребенка на диалог, чтобы понять, что еще его волнует, что еще заставляет увлекаться этим.
Озвучивайте, что вам неприятно: вид чудовища, зло, которое от него исходит, неприятные тянущие ощущения под ложечкой, страх, ощущение, что ОНО хочет всего самого плохого вам и ребенку. А вы хотите вам добра и любви. Вы очень любите жизнь, радость, вы очень любите своего ребенка.
Озвучивание и проявление неясных ощущений или сильных страхов помогает совладать с ними. Это уже поддела.
Если малыш чувствовал себя брошенным и одиноким, потому что родители разводились, ухаживали за младенцем, бегали по проектам и работам, то извинитесь: "Прости, малыш, что тебе было одиноко. Мы так были заняты, что ты не чувствовал нашу любовь и заботу.Но все так же сильно тебя любим!" И обнимайтесь!
Поговорите с учителем
Ему надо это знать.
- Было бы хорошо, ввести правило французской школы (пусть и временно), в которой мобильны до старшей школы под запретом.
- Можно завести сундук, куда дети будут складывать телефоны до окончания учебы. Не нужно это связывать с ужастиками. Новое правило, и все.
- Это уменьшит контакт с вредоносными персонажами. А взамен детям нужно обеспечить больше личных контактов и интересных занятий, тактильных ощущений и близости.
- Хорошо, если учитель и школьный психолог проведут беседы, но не в менторском тоне, а в доверительном и поддерживающем.
Что делать дальше?
Наблюдайте, будьте рядом, поддерживайте контакт.
Если впечатления у ребенка были сильны, если речь зашла о суициде, сон у него постоянно плохой, тревожный, страхи не отпускают, отведите его к детскому психологу, который владеет методами арт-(в том числе, и сказко-), телесной терапии, кто знаком с темой зависимости, фобий и суицида.
Комментарий психолога Юлии Лукаш
Очень много сопереживания и поддержки хочется выразить Наталье. История, описанная в ее посте, очень актуальна для многих из нас. Ведь она из реальности того нового времени, в котором мы все живём. Сейчас мы не можем каким-либо образом разбирать или комментировать ситуацию из поста, поскольку любые заочные консультации и рекомендации совершенно не допустимы в психологической помощи. При этом, мы можем немного затронуть те большие вопросы, которые поднимаются, когда мы говорим на эту волнующую тему.
- Использование гаджетов. Мы не можем исключить современные технологии из жизни наших детей. Поэтому мы ищем способы, каким образом сделать этот контакт наиболее безопасным.
В этом нам могут помочь обсуждения с ребенком правил безопасности в кибер-пространстве (несколько лет назад компания-оператор мобильной связи выпустила такую брошюру). Нам важно помнить, что в силу особенностей развития мозга, ребенок только к завершению подросткового возраста научается планировать и контролировать время, проведенное в интернет-пространстве. Поэтому определение и контроль времени пользования, а также доступа к массивам информации, остается у взрослого.
- Игры. Виртуальное пространство - это место, которое увлекает воображение и внимание ребенка. Оно создает ощущение интересной и насыщенной жизни. И если, например, реальная жизнь ребенка больше наполнена высокими требованиями к прилежанию, результатам учебы или трудностями и напряжением любого рода (вопросы здоровья, школьные или семейные конфликты, внутренние переживания, отношения с братьями-сестрами), желание "сбежать" в другую реальность может увеличиваться. Корни возникновения разных видов зависимостей, в том числе и игровой, лежат не всегда в текущей ситуации жизни, часто это связано с событиям более раннего периода или с реализацией какой-то внутренней потребности ребенка, для которой он не находит иного способа удовлетворения (это может быть потребность во внимании, любви, общении, контакте, близких отношениях и т.д.). Помочь прояснить эти вопросы можно на консультации у специалиста-психолога.
- Суицидальность. Сложная и очень глубокая тема, о которой в нескольких словах трудно что-либо сказать. Причин может быть много. Это может быть и следствие гипнотического воздействия (игры смерти), и проявление эмоционального надрыва (семейные или личные трудности), иногда, так, к сожалению, тоже бывает, это способ проверить, любят ли меня, иногда это следствие непонимания конечности жизни (ведь в компьютерной игре жизней у героев бывает бесконечное количество). Любые вопросы суицидального поведения - это вопросы, связанные с нашей базовой сферой жизни - сферой существования. Это сфера права на жизнь и свое место в этом мире, сфера нашего первоначального выбора, которая является самой фундаментальной основой для жизни.
"Я выбираю жизнь" - слова, которые помогают нам опереться на свою внутреннюю силу. В любой сложной ситуации я выбираю жизнь - нам важно говорить это нашим детям.
Нам важно создавать атмосферу близких и доверительных отношений с ребенком, говорить с детьми о своей любви к ним, делиться о том, что призыв к суициду со стороны кого бы то ни было, это преднамеренное и противозаконное действие, говорить о ценности жизни и создавать чувственный и эмоциональный контакт-присутствие между нами.
Фото: www.shutterstock.com