В первой статье о травле Ирина рассказала нам о том, почему тот или иной коллектив заболевает буллингом, какие роли обязательно в нем активируются и чем лечить эту серьезную болезнь.
Сегодня мы поговорим о жертве травли, о том, как действовать самому ребенку, его родителям, одноклассникам и учителям. Непростой разговор о непростой ситуации.
Ирина Шабаева - детский и семейный психолог, КПТ терапевт, специалист по сложностям у больших и маленьких.
Буллинг в своих cамых ужасных проявлениях наиболее явным становится в подростковый период.
Правда, еще в младшей школе каждый член группы (класса) постепенно занимает свою позицию, начинает играть свою роль.
Как правило, если у ребенка были проблемы во взаимоотношениях в младших классах, скорее всего, его будут одним из первых пробовать "продавить" в средней школе. Конечно, не редки случаи, когда при переходе в 5 класс ребенок набирает свои очки и поднимается в рейтинге, но это совсем другая история, и для него тоже нужен «толчок». Такой же толчок нужен и для того, чтобы тот или иной ребенок получил роль жертвы.
Почему становятся жертвой буллинга?
Буллинг не начинается на пустом месте, для этого должны сложиться определенные обстоятельства. Чаще всего, это перемены. Кроме перехода с младшей в старшую школу, это могут быть и другие изменения.
- Ребенок новенький в классе
- Он долго отсутствовал по какой-то причине (болезнь, уезжал, переходил в другую школу, но не потянул), то есть, тот же «новенький», хотя, кажется, что не совсем.
- Смена статуса/позиции/рейтинга. Как правило, на уровень ниже. Например, резко снизилась успеваемость из-за той же болезни, или из-за травмирующей ситуации вне школы (потеря близкого). Изменение внешности – набор веса, потеря, прическа, очки и прочее.
- Конечно, после летних каникул все дети возвращаются с изменениями, кто роста, кто состояния кожи, и да, каждый раз они обновляют свою позицию после длительных каникул.
Перемены в детях - это естественное явление, резкие трансформации могут быть у каждого, но не каждый ребенок становится жертвой агрессора. Как же работает это колесо «фортуны».
Выбор жертвы
Выбор падает не в одночасье. Буллер и его свита могут спонтанно начать над кем-то шутить. Если реакция им пришлась по душе – смешно испугался или, наоборот, нелепо пытался избежать/ ответить насмехающимся, то очень высока вероятность, что вскоре (в тот же день или на следующий) они захотят повторить. Если реакция по-прежнему нравится, преследователи приходят к тому, что нужно разнообразить свои развлечения.
Определение жертвы - схема
Схема выбора жертвы травли выглядит приблизительно так:
- Выбор «шутки». Вначале это действительно просто шутки, потом «градус» растет, шутка переходит в издевательство, а затем - в насилие.
- «Апробация» метода на нескольких школьниках. В этот момент, им, в общем-то, все равно над кем смеяться, они ждут наиболее смешную реакцию. Если реакции нет, им неинтересно, и они переключаются на другого.
- Выбор самого смешного. Они находят того, кто дает им наибольшую дозу удовольствия и, как по аналогии с наркотиками, пробуют еще раз.
- Вопрос сопротивляемости. Если на второй раз ребенок среагировал иначе, уже не так ярко или не в том русле, как им бы хотелось, они могут отстать. А могут и сделать «контрольный» заход. Как и в предыдущем пункте, решающим является реакция ребенка - потенциальной жертвы.
- Формируется «привязанность». Возникает зависимость, как от психотропных препаратов. Агрессор уже привык издеваться, а жертва уже ожидает нападения. На данном этапе ситуация уже запущена.
- Этот этап - период «увеличения дозы», когда просто шутка уже не щекочет нервы, и одних слез уже мало. На этом этапе начинается террор во всех смыслах этого слова, а жертву охватывает отчаянье.
Как же самому ребенку распознать, что он под прицелом буллера
Список первых признаков, который стоит дать почитать своему подростку:
- Никто не спешит подружиться или просто общаться. Особенно, если резко начали избегать даже те, кто хоть как-то выходил на контакт.
- Пристальные взгляды наиболее активных учеников без видимых причин;
- Вопросы (при всех) провокационного характера. Например: «А у Вас в семье все косят или нормальные тоже есть?».
- Колкие комментарии на счет внешности, поведения, успеваемости;
- Смешки, перешептывания за спиной;
- Публичные злые шутки в твой адрес;
- Когда ты ищешь поддержки у других учеников, в ответ - уклончивые фразы или игнорирование.
- Ни в коем случае не следует становиться параноиком, и сразу «бить в колокола», если увидишь хотя бы один признак. Но наличие или последовательное возникновение хотя бы нескольких пунктов должны тебя насторожить и заставить задуматься над тем, как действовать дальше.
Что нужно знать родителям
Если ребенок не увидел поддержки в школе, заподозрил неладное, то почему не говорит родителям сразу? Отвечаем! Сначала он молчит, так как считает, что все не так серьезно, скоро все пройдет или что сам справится.
Когда ситуация ухудшается, он может аккуратно заговорить о проблеме, но при этом «обесценив», облегчив происходящее, так как боится, что реакция родителей будет слишком бурной, и это ему еще больше навредит.
Родителям нужно дать инструктаж, четко и без паники.
Объяснить, что если это стало регулярным, то нужно подключать уже взрослых, что сам он это не остановит. Мало того, в одиночку подобное не остановит никто и никогда. Это не слабость ребенка, это закон - «один в поле не воин». Когда ребенок увидит, что к проблеме относятся не с истерикой, а конструктивом, тогда начнет давать информацию. И вот тут начинается родительская ювелирная работа со школой и родителями других детей.
Что делать, когда появились первые признаки травли?
Советы подростку:
- Наблюдай за коллективом. Определи лидера, свиту и тех, кто непопулярен. Есть два пути. Или напрямую налаживать контакт с лидером, или найти поддержку среди тихих молчунов, и у них узнать, что и как происходит. Это, если коллектив для тебя новый. В любом случае, чтоб наладить отношения с агрессором, общаться нужно с ним наедине. Публично он не пойдет на контакт, будет играть на эту самую публику. А вот в ситуации один на один есть шанс нормально поговорить и прояснить позицию.
- Если это свои люди, то надо менять поведение и свою реакцию на их выпады: анализируй, что их больше подбадривает и поступай наоборот.
- Не понимаешь как лучше поступить, спроси у старших. Лучше, у старших учеников, у них есть свежий и современный опыт. Родителям (другим взрослым) тоже скажи: любой опыт важен, он позволит найти свой путь.
- Не надейся, что все закончится само собой. Что преследователям рано или поздно надоест. Как говорил психолог Михаил Литвак: «Надежда умирает последней, но ее надо убивать первой» для того, чтоб начать действовать. Ищи способы, как изменить ситуацию, читай, анализируй, находи помощников.
- Меняй то, что можно изменить. Если есть очевидное неряшество – исправь. Если что-то неисправимо, если это необходимость (очки) или твоя физиологическая особенность, просто держи спину ровно, а взгляд прямо. Как говорит моя тренер: «Чем сложнее ситуация, тем ровнее спина!». Это аналогия с животным миром. Поджатый хвост – признание поражения. Громкий рык – готовность к бою. Знаки тела - очень важны, тренируй их.
- Если при «схватке» не можешь сказать ни слова, у тебя дрожит голос, просто задумчиво молчи, но смотри в глаза. Взгляд должен таким, чтоб в нем читалась твоя позиция и все, что ты хочешь сказать, но не можешь. Понимаю, что сказать проще, чем сделать. Но ты тренируйся перед зеркалом, когда никто не видит. Конечно, после тренировки взгляда, надо будет учиться отвечать (см. п 4). Ищи формулировки, обратись за помощью.
- Найди альтернативный круг общения вне школы. У тебя точно есть талант и увлечения, иди к себе подобным. Даже во время поиска себя, перепробовав несколько видов занятий, ты встретишь много новых ребят, а возможно, и друзей, сможешь получить поддержку и укрепить веру в себя.
Что делать, когда буллинг очевиден?
На самом деле, для подростка совет один - рассказать тому взрослому, которому больше всего доверяешь. Самому с толпой не справиться. Просить о помощи не стыдно, а логично и стратегически обосновано.
Расскажи все как есть, не преуменьшая, а потом обсудив пути решения, следуй указаниям. Не забывай все советы проверять на «могу/хочу». Если что-то настоятельно просят сделать/сказать, а ты не чувствуешь уверенности или не находишь в себе сил, так и скажи, и вместе ищите другие пути. У решения всегда есть несколько вариантов, возможно, предлагаемое, просто не твой путь.
Советы родителям:
Самое главное, вывести вопрос в публичное поле. Об этом должна заговорить вся школа, все учителя, и все ученики. Но, коллектив не должнет гудеть о том, что родители примчались в истерике, так как им пожаловался их детеныш. Это все ухудшит. Важно, чтобы все поняли, какая катастрофа для школы, учителя, класса, буллера то, что произошло.
Вы должны подготовиться к походу в школу, как прокурор готовится к обвинению! Вам нужно принести не жалобы, а факты и оценку (недопустимость подобного в цивилизованной школе) ситуации. Пусть от момента признания ребенка до вашего похода в школу пройдет несколько дней или неделя, но вы должны быть подготовлены.
Если вы изложите проблему четко и потребуете немедленной реакции, то проблема будет остановлена.
Буллер затаится, и хоть это и не разрешит ситуацию кардинально, но с этого момента вашего ребенка перестанут терроризировать. Скорее всего, он не сможет спокойно ходить в школу, так как ему могут косвенно наносить ущерб. Вам решать, ходить ему в это время на занятия или нет. Кто-то считает, что он именно в этот момент ребенок должен появляться в коллективе, давая таким образом понять, что позиция семьи достаточно четка и сильная, другие считают, что нет.
Но тут важно ориентироваться на ребенка. Смотреть, как ему легче, чтобы не было насилия, но уже со стороны родителей.
Однозначно встанет вопрос, как учиться дальше: переводить ли кого-тов другой класс, или в школу. Кто должен уйти: буллер или ваш ребенок..
Тут нужно трезво оценивать: наказав буллера и оставив их в одном коллективе, мы можем просто развить фантазию агрессора на варианты издевательств. Никто не отменял психологическое насилие, которое сложно доказуемо, так как не оставляет за собой видимых повреждений, ссадин, синяков и переломов, но при этом не менее опасно.
Надо смотреть по обстоятельствам, исходят из позиции школы, родителей буллера и желаний вашего ребенка.
Что делать одноклассникам, которые хотят помочь?
- Нужно найти безопасного взрослого, кому доверяете больше всего, рассказать ему о том, что творится.
- Рассказать своим родителям, спросить совета.
- Обсудить с другими одноклассниками. Найти тех, кому так же невыносимо это наблюдать: вас должно быть больше.
- Если все будут против агрессора, ему ничего не останется, как сдаться. Но, это очень сложная задача. Для этого вам точно нужна будет помощь взрослых. Пока «свите» выгодно примыкать к буллеру, у вас будет толпа на толпу. А это уже война. Но, если посмотреть в суть проблемы, то у вас война, причиной которой - один человек и его амбиции! Это важно доносить и "свите". Старайтесь не действовать разумно, искать поддержки у школьного психолога, взрослых ребят...
Учителям о буллинге
Об этом точно нужно писать отдельно. И, для объективности, не только с моей стороны, как психолога, но и от лица педагога. Я никогда не преподавала в школе и мне не знаком их вариант профессионального выгорания.
Но у меня просьба к педагогам: если не верите в серьезность проблемы, не видите ее глубины, но получаете сигналы, что что-то не так, обсудите ситуацию со школьным психологом, расспросите других детей, соберите информацию. Не отворачивайтесь, ищите правду и причину!
Да, неприятно осознавать, что подопечный тебе коллектив «заражен». Хочется оправдаться и найти виновников извне или в ком-то другом. Но ответственность всегда делится поровну. Принять вызов – достойный вариант для педагога! Это первый путь к тому, чтобы исцелить свой коллектив и не допустить трагедии.
Фото: depositphotos.com