Знания о ВИЧ и СПИДе двадцать лет назад и сейчас - очень отличаются, как и возможности в лечении ВИЧ-позитивных людей. Но мы все еще в плену мифов и устаревшей информации. Незнание - всегда опасно. Сильный страх не дает нам вовремя пройти обследование и начать терапию, а это несет дополнительную опасность.
Поэтому мы решили поговорить о СПИДе с Кристиной сразу в нескольких ключах: что нам нужно знать о СПИДе, от каких мифов избавляться, как можно заразиться ВИЧ, ну и отдельно, как говорить с детьми (прежде всего, с подростками) об этом. И если обобщать, то, по сути, беседа свелась к вопросу личной ответственности в широком понимании. Но давайте обо всем по порядку.
Что должны знать взрослые о ВИЧ с точки зрения современной медицины?
Я бы начала с осознания, которое ко мне пришло незадолго до того, как я сама узнала о положительном статусе. ВИЧ – не чума, не приговор и не обещание скорой смерти. Сегодня ВИЧ – это просто хроническое заболевание, требующее постоянного контроля и ухода (терапии). Вот, скажем, как кариес, когда доктор говорит, что есть пятнышко, куда ставить пломбу еще не надо, и оно может оставаться в таком состоянии годами. Если вы не хотите заработать себе дырку в зубе, то вы просто тщательно дважды в день чистите зубы и показываете его доктору раз в полгода. Так и ВИЧ. Только уровень ответственности выше.
Как передается ВИЧ?
Многие думают, что риск заражения при любом контакте с ВИЧ-позитивным – 100%. Но это совсем не так. ВИЧ передается только через биологические жидкости: кровь, сперму, вагинальные выделения и грудное молоко. Причем, в каждой из жидкостей – концентрация вируса – разная. Самое большое – в крови. Потом – сперма, потом – вагинальный секрет, после – грудное молоко. Можно постараться и через слюну заразиться, но для этого вам нужно будет, чтобы вам в открытую рану, скажем, от вырванного зуба, попало примерно три литра слюну одномоментно. Вы можете себе представить этот поцелуй? Я – нет.
Поэтому основных способов передачи ВИЧ три:
- кровь в кровь (я акцентирую, что именно так, а не просто «через кровь», потому что если вы пальцем вытрете ВИЧ-позитивному кровь, текущую из носа, ваша кожа будет отличным барьером для инфекции. ВИЧ – не умеет проходить сквозь кожу. Поэтому – или впитывается в кровь через слизистую, или попадает сразу в кровоток с инъекциями). При переливании, как правило, кровь проверяют, если это не где-то в экстренной ситуации, поэтому в наши дни заразиться при переливании практически невозможно. А вот общая игла, когда люди принимают наркотики, - куда более реальная ситуация.
- незащищенный секс (самый распространенный путь). Да, риск заражения на самом деле очень низкий. При самом опасном контакте – анальном сексе – это всего 1% для пассивного партнера и примерно 0, 03% для активного (то есть всего 1 из ста контактов с ВИЧ-позитивным заканчивается заражением), но никто никогда не сможет вам сказать, будет это первый или сотый раз. Плюс, если раньше говорили, что ВИЧ – это болезнь геев, то сегодня 60% инфицированных – это женщины. Поэтому простое правило «Нет презерватива – нет секса» - спасает жизни.
- от матери к ребенку (во время родом или в процессе кормления). Часто случается, что женщина, узнавшая о статусе уже во время беременности, хочет сделать аборт. Но на самом деле, ее шанс родить здорового ребенка – огромен! Это примерно 75%, если она не принимает препараты, и 98-99%, если принимает! Потом, конечно, ребенка кормят смесями вместо грудного молока, но это случается и со здоровыми мамочками.
А через бытовые предметы можно заразиться?
Никаким бытовым путем ВИЧ передаться не может (конечно, некоторые пишут, скажем, о зубной щетке с видимыми следами крови, но как же это надо зубы чистить? Плюс… вы правда будете чистить зубы зубной щеткой с чьей-то кровью?.. Тогда уж прокипятите ее, что ли. ВИЧ теряет свои свойства в мыльной воде и гибнет при температуре выше 57 градусов.
Значит, от ВИЧ и СПИДа (не) умрут все и сразу?
Умрут все. Это точно. Но, скорее всего, от причин, не связанных с ВИЧ (Хотя не могу отрицать тот факт, что в Украине умирает от СПИДа примерно 3000 ежегодно). Если человек позаботится о себе, то вполне может прожить до старости активной и почти здоровой жизнью. Если же нет, то сразу все равно не умрет. Чтобы безжалостно испортить иммунитет, вирусу понадобится лет 8-12. И еще пара лет на то, чтобы добить какой-нибудь пневмонией. Конечно, скорость во многом зависит от образа жизни и того, чем еще болен человек. Поскольку на сниженном иммунитете туберкулез и гепатиты, увы, не редкость.
Какие методы предосторожности нужно соблюдать, если у знакомого человека СПИД?
Тут есть два момента. Первый – принципиальный. СПИД – это не то, насколько человек опасен для окружающих. СПИД – это то, насколько окружающие опасны для этого человека. Потому что СПИД – это когда уровень иммунитета предельно низкий. Поэтому основные меры предосторожности – это блюсти свое же здоровье и в случае гриппа, например, не заражать человека, у которого СПИД. Потому что вы-то, возможно, выкарабкаетесь через недельку, а ваш знакомый может нечаянно и умереть. Или вот у вас просто герпес на губе, а у человека со СПИДом этот же простой герпес может закончиться страшнейшим заболеванием.
Повторюсь:
это не человек со СПИДом не должен на вас кашлять. Это ваш кашель может убить человека со СПИДом.
Второй момент: принимает ли человек терапию против ВИЧ. Если да, то, вероятнее всего, он уже никого ВИЧ заразить не может (я сейчас не говорю о тех болячках, которые человек приобрел в связи с низким иммунитетом). Если нет, то, конечно, да, он может очень легко передавать ВИЧ. В обоих случаях меры предосторожности - все те же: не переливать себе его кровь, не пересаживать органы, не колоться с ним одной иглой, использовать презерватив во время секса и в идеале – таки уговорить человека принимать препараты.
Где и как чаще по статистике заражаются?
61% всех заражений – через незащищенный секс. При анальном риск выше всего (травматично, знаете ли), дальше – вагинальный секс и уж совсем призрачный риск во время орального. Пассивный партнер всегда рискует больше активного, его даже называют «принимающим». Ну и в принципе женщины заражаются гораздо проще, чем мужчины. Физиология такая.
Достаточно ли одного сексуального контакта, чтобы вирус поразил организм?
Если у вашего сексуального партнера высокая вирусная нагрузка – то более чем. Как я уже говорила, шанс – оооочень мал. Один из ста, а то и один из тысячи. Но никто не знает, каким будет по счету этот единственный контакт – тысячным или первым.
Что и как стоит говорить о СПИДЕ, если спрашивает дошкольник?
Я тут не спец. Но когда моя пятилетняя дочь спрашивает у меня о том, что значит моя красная ленточка и зачем я пью таблетки, я отвечаю, что есть болезнь, которой, к сожалению, болеет много людей. Им не повезло. Но есть много людей, которые этих людей поддерживают и делают все, чтобы эту болезнь остановить.
Она знает, что у меня ВИЧ, знает, что он не причинит мне вреда, и что я не могу никого заразить, пока я принимаю таблетки. Поэтому, когда у меня звонит напоминалка (препараты принимаются четко по времени), дочка весело кричит: «Таблетоооосыыыы!»
Как отвечать на вопрос о смертельности болезни?
На днях моя малышка спросила: «Мама, скажи честно, ВИЧ – это смертельная болезнь?» (она знает название, потому что когда я говтовлюсь к лекциям по ВИЧ, много идей обсуждаю). Я просто ответила: если человек не будет заботиться о себе, вовремя принимать препараты и сдавать все нужные анализы, то да, можно умереть. Но если он будет уважать себя и делать то, что поможет ему оставаться здоровым, то с ним все будет хорошо.
Что стоит говорить подростку, в том числе, о безопасном сексе?
Подростки – это уже почти взрослые и уже во многом способны отвечать за свои поступки. Поэтому я бы в первую очередь говорила о том, что ВИЧ – это реальность. Не в где-то в Африке, а здесь, под боком. Что можно вести абсолютно идеальный образ жизни, но никогда нельзя быть на 100% уверенным, что такой же образ жизни ведет другой человек.
ВИЧ может случиться с каждым. Задача – постараться не рисковать зазря. А вот СПИД случится только с тем, кто не отвечает за свое здоровье.
Ведь достаточно регулярно сдавать тесты (их можно делать с 14 лет), чтобы вовремя выявить инфекцию, а не тогда, когда иммунитет убит. Нужно проверять партнера, потому что это про уважение к ним обоим. Ну и если что-то случилось – принимать препараты, которые позволят жить нормальную долгую жизнь.
А еще про секс и подростков: как убедить в важности ответственного подхода?
Тут у меня уже целая отработанная часть. Я спрашиваю подростков, зачем нужен секс. Мы вместе выясняем, что секс чаще всего – это про удовольствие. И тут объясняю, что удовольствие должно быть до, во время и главное – после секса. Скажем, вы хотите съесть торт, если он будет выглядеть противно, навряд ли вы получите максимум удовольствия, если заставите себя его съесть. Если он будет отвратительно невкусным – тоже. И если этот торт закончится для вас больничной койкой и кучей лекарств – это уже не про удовольствие. И если вас заставят это съесть вопреки вашему желанию, вас, вероятно, просто вырвет. Прям на того, кто заставил. Не сильно про удовольствие, правда? В плюсе окажется только уборщик, которому заплатят (читай – врачи или психотерапевт).
Например, покупая торт, мы смотрим на внешний вид, смотрим на фирму (то, как человек реагирует, говорит, и свое отношение к нему), смотрим дату производства (сдаем анализы и пользуемся презервативом) и не продолжаем есть, если нам невкусно или вкус показался странным. Все то же самое – в сексе. Есть только когда это в удовольствие. До, во время и после. Это про уважение к себе.
Спасибо большое за откровенные и глубокие ответы.
Фото: Кристина Шапран