Юлия Павлова, мама 8 детей, менеджер проекта Детская деревня для сирот, автор статей, блогер
Зарождение идеи
Одним прекрасным утром 2006 года я осознала, что хочу второго ребенка. Моему сыну тогда было примерно 6-7 месяцев. Но ребенка мне хотелось получить необычным способом. Не то, чтобы мне не хотелось повторно рожать, ведь в отличии от многих других женщин, рожаю я легко и с удовольствием. Дело было совсем в другом.
Через дорогу от нашего дома был интернат. Иногда оттуда выбегала толпа смышленых, проворных ребятишек в нелепой одежде. Они выстраивались в шумную очередь, покупая конфеты и сигареты в киоске возле дома. Иногда мы с ними беседовали. Меня поражала глубина восприятия и острый ум этих детей.
В тот период своей жизни я ощущала сильный переизбыток любви в своем сердце и острую потребность в ней у интернатовских детей. Поэтому идея приемного ребенка казалась мне безупречной. Но мой муж был принципиально против. Поэтому в течение следующих 8 лет, мы родили ещё двух сыновей и развелись. Нет, развелись мы конечно из-за целого комплекса других причин, но, оказавшись на свободе, я смогла по-новому взглянуть на свою жизнь.
Новая работа, новые знакомства и важное решение
После развода у меня возникла необходимость разобраться в своей жизни, вспомнить о том, что для меня по-настоящему важно, найти своё призвание и начать двигаться в этом направлении. Пока я об это размышляла, меня нашла работа мечты. Я начала работать в благотворительном фонде, менеджером туристического проекта для сирот и детей из малообеспеченных семей.
Моя новая деятельность познакомила меня с десятками, а то и сотнями детей, которые попали в приемные семьи. Меня поразило дикое стремление бывших сирот понравиться, помочь, произвести хорошее впечатление. В то время как домашние дети отличались самовлюбленностью, ленью и уверенностью, что мир вертится вокруг них. Эти контрасты очень резанули восприятие. Я влюбилась в своих юных путешественников и старая мечта возродилась.
Люди, проекты, действия
В этот момент у меня завязалась крепкая дружба с одним приемным папой, да и мой непосредственный начальник также жил с большой семьёй, где в одном доме обитали приемные и биологические дети. Обе семьи жили в маленьком селе, воспитывали там детей и развивали проект строительства домов для больших приемных семей с кодовым названием «Детская деревня».
Мы с сыновьями стали постоянными гостями наших новых друзей. Идея большой приемной семьи не давала покоя моему уму. Поэтому мы с детьми сделали неожиданный, смелый и, как показало время, очень правильный шаг – переехали в это село.
Для того, чтобы понять по силам ли человеку приемная семья, нужно погрузиться в среду, увидеть подводные камни, взвесить плюсы и минусы, а потом уже принимать решение.
Через 4 месяца после переезда, мой средний сын спросил: «Мама, а когда у нас будут свои приемные дети?». Так начался новый виток нашей истории.
Бюрократическая сторона приемного родительства
Если честно, к моменту принятия решения у меня не было сомнений в том, что забота о новых детях мне по силам, но вот бумажная сторона вопроса у меня вызывала леденящий душу ужас. Но всё оказалось не так страшно, как я думала.
Алгоритм действий довольно прост.
- Нужно пойти в районный центр по делам детей семьи и молодежи. Там пишется заявление о том, чтобы стать кандидатом в приемные родители. Специалист центра выдает список документов, которые необходимо собрать для того, чтобы получить направление на курсы обучения приёмных родителей.
- Список документов довольно стандартный (справка о составе семьи, о доходах, о несудимости, выписка со школы, медицинские справки всех членов семьи, справка о наличии жилья). Я, как разведенная многодетная мама, приехавшая из города в маленькое село, вызывала много вопросов у специалистов центра и службы. Но поскольку все документы были в порядке, моя кандидатура получила «добро».
- Курсы приемных родителей проводятся в областном центре. Они представляют собой трехдневный семинар, где специалисты знакомят кандидатов с особенностями работы с сиротами. Много теоретической информации, детской и подростковой психологии, рассказов о травмах и триггерах. После окончания обучения ведущие делают заключение о кандидате: способен ли он заниматься такими детьми. Также они пишут рекомендованное количество и возраст детей.
- Выбор. После окончания обучения глава районной службы защиты прав детей знакомит потенциальных приемных родителей с анкетами подходящих детей.
Дети мечты, выбор, знакомство и формирование привязанности
На курсах приемных родителей я довольно четко сформировала образ своих будущих детей: одна семья, 3-4 ребёнка, желательно девочек, но мальчики тоже подойдут. Возраст примерно, как у моих биологических сыновей (5-15 лет).
Конечно же я была готова к любому «предложению». Но на следующий день после того, как я сдала последнюю бумагу, мне позвонила глава службы по защите прав детей и сказала, что есть семейная группа, подходящая под мой запрос, и прислала фотографии. Мне показалось что это уж как-то слишком хорошо для того, чтобы быть правдой, я ждала подвоха и тщательно его высматривала при личной встрече.
Первое знакомство было очень эмоционально насыщенным. Симпатичные умные домашние дети были напряжены и насторожены. Они с интересом наблюдали за мной, задавали вопросы, порой довольно острые, немного рассказывали о себе. Но потом «растаял лед», и общение стало щемяще душевным, я и часть детей слегка намочили глаза, и в этот момент мы начали любить друг друга.
При первой же встрече мы ощутили себя настоящей семьей, но прежде чем мы смогли забрать ребят прошло почти 3 месяца. Долгожданные встречи и долгие телефонные разговоры сблизили нас очень сильно.
Наконец-то вместе: от эйфории к размеренному быту
Своих четырех детей, трое из которых школьники, мы забрали домой вечером 30 августа. Это означало, что на подготовку к школе у нас было чуть больше суток. Экстренный шопинг, стрижки, маникюр, закупка школьных принадлежностей – стресс для всех членов семьи.
Первый месяц мы находились в радостно-возбужденном состоянии. Готовили почти ресторанные блюда, каждые выходные отправлялись в семейное путешествие, совершали нерациональные покупки вещей и игрушек.
Но день за днем страсти начали утихать. Все мы постепенно расслаблялись и начинали показывать свою неидеальность. Этап притирки прошел практически безболезненно и возникло теплое чувство большой семьи.
Вместо заключения
Конечно все истории и переживания не вместить в один рассказ, даже такой большой. Ведь «за кадром» остался папа, который появился одновременно с детьми и ещё один член нашей семьи, особенный молодой человек по имени Саша. Но ведь обо всем этом можно написать в следующий раз.
фото: shutterstock, личный архив Юлии Павловой.