Опасные игры или как вырастить невредимыми четырех сыновей

Запрещать или разрешать небезопасные игры? Мама четверых сыновей Ольга Фанагей-Баранова знает, что все не так просто и делится своими правилами воспитания.

 Ольга Фанагей-Баранова, мама четырёх сыновей, блогер, организатор детских книжных фестивалей

«У ребенка нож! Где его родители?!!!» - частенько слышу я панические возгласы окружающих. Бедняжки, это они еще не видели моего пятилетнего сына с топором или двухлетнего с молотком и гвоздями.

Зачем мы позволяем детям лазать по деревьям, махать палками, резать салат ножом или ветки секатором, прыгать с мостков или балансировать на бревне над речкой?

Прежде всего, потому что это естественная потребность – ощущать свое тело в пространстве, прощупывать и проявлять его возможности, знакомиться таким образом с его границами. Это то, что делает человека любого возраста увереннее в себе и своих силах и в целом счастливее.

Это развитие определенных нейронов, связей и просто крупной моторики, о которой сегодня принято забывать, увлекшись развитием мелкой.

Это возможность вернуть себе контроль над собственным телом и отсюда – над собственной жизнью, вместо «мама, я замерз или голоден?».

В играх с «добровольной» опасностью дети учатся работать со своим страхом и корректировать риски в зависимости от ситуации.

За 20 лет выращивания четырех активных сыновей мы в семье выработали собственный свод правил безопасности.

1.Не запрещать 

Запретный плод сладок, и даже если ребенок не полезет на высокое дерево прямо сейчас, он обязательно реализует свое желание, когда вас не будет рядом. И без подготовки это действительно может быть небезопасно. А вы, лишившись доверия, даже не будете знать, где он и что делает. Я уж не говорю о подростковых исследованиях заброшенных строек и прочих экспериментов с безопасностью.

Когда наш Миша в 12 лет восторженно рассказывал, как они после школы лазили по крышам гаражей, мне стоило немалых сил сдержаться и не сделать круглые глаза и насупленные брови. Уже в момент его рассказа я понимала, как круто, что он не считает нужным прятаться от меня и готов внимать советам по безопасности. Кстати, Миша с 10 лет занимался фаер-шоу, работая с огнем, а с 12 лет увлекся паркуром. И конечно, получал нашу поддержку в своих увлечениях.

Мы считаем, что доверие к родителям – основа для безопасности в разнообразных ситуациях. Давайте беречь его.

2.Не предлагать

У нас дети взаимодействуют с предметами и ситуациями, традиционно считающимися опасными, только по собственному запросу. Я не предложу чаду пилу, пока он сам ее не попросит. Даже если мне будет казаться, что она ему необходима для развития чего-нибудь-там. Потому что отсутствие его запроса с большой долей вероятности будет означать, что он не готов к такому взаимодействию.

То же относится к предложениям влезть на лесенку повыше, потому что «ты уже большой», съехать с горки покруче, потому что «Вася вон как ловко съезжает». Вообще от подзуживания, подбивания и подбадривания случается много бед. Ребенок в таких случаях полагается не на свои возможности и желания, а на внешние воздействия и это опасно во всех смыслах.

Редкий ребенок сразу полезет на вершину дерева – инстинкта самосохранения никто не отменял. Без уговоров извне он взберется ровно туда, куда для него сейчас безопасно и откуда он может самостоятельно слезть. А наша задача – объяснить, что на дерево или на скалу стоит карабкаться только со свободными руками, проверяя перед каждым шагом устойчивость того, куда ты собираешься перенести свою тяжесть и выполняя правило трех точек опоры.

3. Техника безопасности

Когда запрос возник, прежде всего мы рассказываем о том, как взаимодействовать с потенциально опасным предметом. Иногда не обходится без демонстрации негативного эффекта. Например, когда пятилетний Степа заинтересовался спичками, я позволила ему почувствовать на своем опыте, что бывает, если держишь горящую спичку слишком долго. А знаете, что бывает? Человек рефлекторно отбрасывает предмет, который причинил ему дискомфорт. И если это происходит в помещении или в окружении сухой травы – это прямой путь к пожару. Поэтому Степа жжет спички только на асфальте-бетоне, а костер разводит (да, он умеет и это)  только в специально оборудованном кострище.

И мне не нужно следить за этим, контролировать каждый раз или прятать спички. Он знает, что такое пожар, потому что мы несколько раз видели распространение огня после пикников нерадивых туристов, и неоднократно видели последствия таких выгораний. Но это не повод отдаться страху, это причина быть осторожным и внимательным, и следовать правилам безопасности.

фото: личный архив Ольги Фанагей-Барановой

Читайте также

С детьми из города в село: зачем и почему - личный опыт дауншифтинга многодетной мамы

Развивающая жизнь: крутые активности для детей на природе от Ольги Фанагей-Барановой

Чем меньше, тем лучше: авторская методика воспитания «Дети – бурьян жизни»

Детский огород вместо детского сада: уроки на природе от городской мамы

Новое на сайте