С Анной мы познакомились в Сети. Она дала развернутый, профессиональный комментарий на вопрос о дислексии к одному из постов. И тогда возникла идея сделать материал на эту тему. Во время общения я узнала, что Анна не специалист по подобным нарушениям, она просто мама, у сына которой - дислексия. Но она знает о нарушении ВСЕ. С частью знаний, а также, что очень ценно, личным опытом она поделилась с нами.
Анна Малюжонок
Меня зовут Анна Малюжонок. Я – мама 11-летнего мальчика с дислексией. Он любознателен, увлекается архитектурой, мечтает стать режиссером. Учиться пошел в ту же школу, где, на тот момент, уже училась его старшая сестра. На тестировании его особо не мучили - рассказал простенькое четверостишье, посчитал до 10, нарисовал картинку. Читать не просили, а он бы и не смог – не умел, несмотря на наши активные попытки научить его этому еще в садике, чтобы облегчить школьную жизнь. Я волновалась, но воспитатели в саду и районный логопед в поликлинике успокаивали тем, что мальчики в этом плане более ленивые, чем девочки, а в школе ему деваться будет некуда – научится.
Проблемы с учебой начались примерно к середине 1-го класса. Все дети уже с удовольствием читали довольно сложные тексты, причем, не только по-украински, но и по-английски, а сын – нет! Еле-еле по слогам, с запинками и с отвращением.
Весь 1й класс я выслушивала бесконечные нотации его учителя о том, что сын, цитирую «Умный мальчик, но такой лентяй, каких поискать!», и что нужно с ним много читать! И писать!
Без особых успехов читали ежедневно весь остаток учебного года. С письмом в тот период было все замечательно. Красивый почерк радовал, ведь для мальчиков – это редкость.
Наконец к середине 2го класса сын с трудом научился читать и, главное, понимать прочтенное. Но скорость чтения была катастрофически низкая – 20-25 слов в минуту (ниже норматива 1 класса), не росла со временем, а почерк стремительно ухудшался.
К концу 2го класса стало очевидно, что это не лень, и ребенку нужна помощь специалиста. К тому же, взаимоотношения сына с учителем ухудшались день ото дня. Она постоянно изводила его претензиями к учебе в присутствии одноклассников, сравнивала с более успешными учениками, а те, видя такое отношение взрослого человека, тоже, особо не церемонясь, травили его.
Районный логопед развел руками, и отправил к районному неврологу. Невролог тоже отмахнулась, мол, подождите, значит еще не время, не все структуры мозга «дозрели». Мне пришлось самостоятельно изучить все, что нашла в сети о формировании навыков письма и чтения у младших школьников. Основываясь на этих знаниях, я предположила, что сын – ДИСЛЕКТИК, и обратилась к другим специалистам (логопеду-дефектологу и неврологу), которые подтвердили, что повод для беспокойства есть.
Логопед назначил коррекционные занятия, а невролог курс стимуляторов мозга. К сожалению, логопедические занятия и медикаменты для мозга были малоэффективными.
В 3-м классе к проблемам с чтением и письмом добавилась математика. Сын на протяжении всего учебного года не мог запомнить таблицу умножения, а цифры в примерах постоянно переставлял местами.
К середине 4-го класса ситуация с учебой ухудшилась настолько, что нам фактически пришлось учить ребенка дома, спасаясь от бесконечных нападок учителя, на больничных. Параллельно начали поиски школы/учителя, где бы он смог полноценно учиться дальше. Из всех вариантов, выбрали художественную школу, т.к. сын хорошо рисует. Он поступил туда в 5-й класс с достойным рейтингом (15-й из 33-х детей), успешно сдав 4 профильных экзамена.
Вот некоторые из его работ. А в предыдущей школе учитель говорила сыну, что он, в принципе, рисовать не умеет, ставила за его рисунки низкие оценки, и вечно подшучивала над его способностями.
Что такое дислексия?
ДИСЛЕКСИЯ (далее по тексту – Д.) – это особенность строения, функционирования и развития мозга, при которой процессы овладения навыками чтения, письма, грамотой (устной и письменной) и счета значительно осложнены. При этом, Д. не является заболеванием и не влияет на общую способность человека к обучению. Как человек с Д. видит печатный текст, можно посмотреть по ссылке на dyslexiarf
По статистике, от 10 до 15% людей на Земле имеют те или иные проявления Д., и с каждым годом число таких людей растет.
На Западе эта особенность давно не является препятствием для получения качественного среднего и высшего образования. В Великобритании, США и Канаде много лет существуют протоколы ранней диагностики Д. у ребенка начиная с 5-6 лет, а также используются эффективные программы обучения таких детей в обычных общеобразовательных школах и ВУЗах.
В нашей стране, из-за практически полного отсутствия квалифицированных специалистов и соответствующих протоколов, Д. официально диагностируют у очень незначительного числа детей (преимущественно в больших городах, где есть речевые центры) и поздно – не раньше 10-12 лет, когда зоны мозга, ответственные за чтение и письмо уже практически сформированы.
Хотя первые «звоночки» Д. проявляются уже в 5-6 лет, а очевидной она становится уже к 7-9 годам.
Ранняя диагностика дислексии имеет огромное значение, т.к. велика вероятность, что у ребенка задержка развития речи, которую можно компенсировать еще в дошкольный период или в начальной школе. У ребенка с Д., наоборот, к концу начальной школы проблемы усугубляются из-за резко возрастающей нагрузки. Социум навешивает ярлык неудачника, «шута» класса, родители разочаровываются, а у ребенка формируется комплекс неполноценности.
Если специалисты не «в теме», то учителя и родители – тем более, не знают о дислексии. практически ничего. Соответственно, нет ни обученных учителей, ни протоколов диагностики.
Признаки дислексии
Не теряйте драгоценное время, будьте внимательны к своим детям, и обязательно консультируйтесь со специалистами (как минимум, с квалифицированными неврологом и логопедом-дефектологом), если ваш ребенок:
- в период новорожденности и в 1й год жизни – имеет какую-либо «неврологию» (кисты, повышенный мышечный тонус, странно сидит, ползает и т.д.);
- после года – поздно пошел/ ходит на цыпочках
- В 3-4 года имеет явные логопедические проблемы – поздно заговорил, имеет невнятную речь, проглатывает окончания слов, не выговаривает те или иные звуки, переставляет местами слоги, буквы и т.д.
- в 5-6 лет – имеет явные трудности со слогообразованием, путает лево/право, не справляется завязыванием шнурков, сохраняются логопедические проблемы, проблемы с равновесием, «зеркалит» на письме цифры и буквы, стойко путает их местами в словах на письме и при прочтении печатного текста вслух.
- к концу 1го класса – не научился читать/читает медленно, не понимая смысла прочтенного
- к концу 2-го класса – имеет низкую скорость чтения, без прогресса по сравнению с 1м классом, постоянно делает однотипные ошибки/описки в знакомых словах на письме (путает буквы а/о, б/в/д/з, н/м/к, и/ш/щ, у/ч и др.), стал неразборчиво писать, не может прочитать написанное своим почерком, а также рукописные пометки и замечания учителя
- к концу 3-го класса не может запомнить таблицу умножения, стих, правило, связно пересказать только что прочтенный текст, не успевает за время урока выполнить задания на контрольных/диктантах, не может списать текст с образца без ошибок/описок (см.п.6), тратит значительно больше времени на выполнение д/з по сравнению со сверстниками
На Facebook в группе «Дислексія UA» вы найдете больше информации по теме, а также сможете задать интересующие вас вопросы ведущим украинским специалистам в области неврологии, логопедии, психиатрии.
Фото: автора