Достаточно закрыть глаза на несколько секунд, чтобы понять, как трудно жить, ничего не видя. Слепота – это не всегда следствие болезни или преклонного возраста. Кто-то слабо видит с детства, а кто-то – рождается слепым. Наш автор Олеся Имамова, подготовила статью о том, почему воспитание, развитие и обучение незрячего ребенка требует особого похода, какие проблемы инклюзивного образования есть в Украине и как их решают за рубежом.
Олеся Имамова, автор статей, мама
13 ноября - Международный день слепых. 285 миллионов человек на нашей планете имеют проблемы со зрением. Из них 246 миллионов имеют различные нарушения зрения, а 39 - незрячие.
По неофициальным данным, в Украине слепых и слабовидящих людей более 100 тысяч, среди них -10 тысяч детей.
Инклюзивное образование или школы-интернаты?
В Украине действует шесть специализированных школ-интернатов для слепых и 28 школ для слабовидящих детей. В этих школах обучается 780 учеников. Нет точного количества слабовидящих детей, посещающих обычные школы. Также нет официальной информации, сколько детей вообще не посещает школу из-за проблем со зрением.
Специализированные учреждения для слепых и слабовидящих детей государство должно обеспечивать необходимыми пособиями, книгами, материалами. Однако многие учебники или слишком устаревшие, или затертые до дыр, или их вообще нет. Такую ситуацию чиновники объясняют нехваткой средств на книги шрифтом Брайля. Ведь печатать их в Украине очень дорого, да и практически негде.
Инклюзивное образование - это теория, которую трудно воплотить на практике. Есть несколько успешных историй включения слепых и слабовидящих учеников в обычные школы. Однако это единичные случаи - исключения, которые реализовались благодаря энтузиазму и настойчивости родителей, активистов, учителей, благотворительных фондов.
Готова ли украинская школа к обучению слепых и слабовидящих детей?
Ни школа, ни украинское общество не готово в полной мере принять слепых детей и создать им условия для комфортной жизни. Государство может обеспечить садами, школами-интернатами, социальными льготами. Однако такие дети совсем не адаптированы к жизни в обществе. Общество тоже совершенно не понимает, как общаться с незрячими людьми, как им помочь, создать условия для обучения, обеспечить работой.
Самый яркий пример эффективной итерации незрячих и слабовидящих детей в общество - Швеция. Эта страна еще в 80-х годах отказалась от специализированных школ для слепых и создала систему социальной адаптации. Каждые полгода ребенок вместе с родителями посещает Тифлоцентр, в котором его обучают владению шрифтом Брайля, пространственной ориентации с помощью белой трости и основам работы с тифлоприборами. Родители получают информацию о том, как обеспечить ребенку комфортную школьную жизнь, как научить добираться от дома до школы, как вести себя со сверстниками.
Шведские учителя, которые работают со слепыми или слабовидящими учениками, проходят специальные курсы. Их учат, как правильно организовать учебный процесс, чтобы дети с особыми потребностями не отставали в учебе, а также не задерживали работу зрячих детей.
В Украине незрячие дети социально неадаптированные. Они не могут комфортно передвигаться, ведь для этого нет никаких условий. Многие дети даже белой трости не имеют. Что уж говорить о звуковых светофорах, которые не всегда есть даже в крупных городах.
Обычные школы не пройдут тест на инклюзивность. Учителя не знают, как работать с незрячими детьми. Государство не сможет обеспечить для каждого ученика необходимые учебники, пособия, тетради со шрифтом Брайля.
В идеале каждый незрячий ребенок должен иметь доступ к книгам в трех форматах: рельефно-точечном, звуковом (Дейзи) и электронном (вордовский файл).
На самом деле, есть только мизерное количество книг, озвученных в формате Дейзи. И то - незаконно, ведь волонтеры сами озвучивают книги, чем нарушают авторское право.
Нужны школы-интернаты для незрячих детей?
Специализированные школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей на самом деле не имеют никакого специального компьютерного оборудования или еще чего-то уникального для учащихся. Они занимаются по устаревшим учебникам, затертыми настолько, что уже ничего нельзя прочитать. Ученики не имеют компьютеризированных синтезаторов для озвучки, смартфонов со специальными программами. А, если и имеют, то это заслуга волонтеров или родителей. Возникает вопрос: если специализированные школы не могут дать ничего существенного для обучения, то для чего они нужны?
Воспитанники спецшкол часто называют их гетто, ведь они не могут общаться с другими людьми. А это в будущем затрудняет их социальную адаптацию. Хотя есть примеры совместного обучения, как в запорожской школе-интернате, учитель которой стал учителем года 2018. В этой школе учатся и дети без проблем со зрением.
В общем и целом, украинские школы необходимо готовить к детям с особыми потребностями, а не запирать их в интернатах, где они оторваны от мира.
Слепые дети в ВУЗах
Украинские ВУЗы принимают слепых и слабовидящих детей, и не всегда могут им обеспечить условия обучения. Однако факт, что тысячи украинских детей с недостатками зрения могут быть журналистами, программистами, адвокатами, инженерами, экономистами и еще кем угодно, радует. Но это все происходит не благодаря поддержке государства и общественности, а вопреки.
Слепые и слабовидящие дети ничем не отличаются от обычных. Разве тем, что не могут увидеть этот мир, зато могут почувствовать, услышать, попробовать его. Но мы, общественность, можем стать их глазами.
Фото:depositphotos.com