Первый год в садике мы с дочкой прожили с удовольствием. Удовольствие получила я: наконец-то могу работать после трех лет 24/365, и моя общительная дочь: у нее появились друзья, стабильное расписание и новые занятия. Хотя адаптация к детскому саду далась не просто.
Наталья Онацко - мама, инструктор йоги и автор статей.
Возраст «когда я пойду в садик?»
…начался после трех лет. Я знаю, что мне повезло: дочь по характеру общительна, смелая и открытая. Три года она была со мной круглосуточно, без ограничений в объятиях и поцелуях. После трех я ей стала рассказывать и показывать ближайшие сады, а потом она начала спрашивать: «Когда я пойду в садик?»
Первые разы она оставалась сама с няней в полтора года – сначала час, потом три – ровно столько занимали мои тренировки. Постепенно она привыкала быть не с мамой. А я вводила в наш круг своих друзей: поиграть на площадке, поносить на плечах, сходить в гости без мамы. Нянь я подбирала по принципу – добрая, счастливая и взрослая (не пытается играть с ребенком в «я обиделась»).
Выбор сада
Понравившийся интуитивно садик, как оказалось, не только был ближайшим к дому, но и очень хорошим, по отзывам на городском форуме. В какой-то степени я сделала ошибку, отдав ребенка во временную группу весной, а не в постоянную в сентябре. Но зато адаптация закончилась раньше.
Привыкание к группе
После перехода в постоянную группу ребенок еще полгода просился к первой воспитательнице. Она была прекрасна. Сначала я оставляла дочку на час на время утренних игр в группе, потом на полдня. Первые пару дней Маша ждала меня, потом включилась в игры. Воспитательница была с ней чуткой, сама регулировала, насколько оставлять ребенка. Первые дни водила везде за руку, уделяя почти все внимание ей одной. Вопросы, ответы, введение новых правил. Очень мягко и заботливо.
Во второй группе, которая должна была стать постоянной, была жесткая воспитательница. Это было видно по внешнему виду, разговору и манере заплетать косички. Однажды ребенок наотрез отказался идти в сад, два дня я настаивала и водила, на третий – температура 38. Больше в ту группу мы не вернулись.
Поскольку я сама достаточно твердая мама, воспитателей хотела более мягких. Я договорилась с заведующей, что пойдем в другую группу (их четыре параллельных). В новой группе воспитатели оказались «большие». От них было ощущение больших и надежных женщин, достаточно строгих и заботливых. И Маша прижилась.
Здоровье
Первые 10 месяцев болели часто, потом прошло. В какой-то момент я научилась видеть, что дочь уставала быть в саду без меня. Видно было по лицу – западали глаза, хотелось больше быть со мной, крепче обниматься. И мы устраивали разгрузочные дни – я оставляла ее дома в середине недели. Заболевания сократились.
Пока я переживала за нее, дочь чувствовала мою неуверенность и капризничала перед садом сама. Когда я приняла решение – буду водить в сад регулярно, она успокоилась. Моя внутренняя уверенность, что я все делаю правильно, помогла дочери адаптироваться.
Ритуалы прощания и встречи
Я разрешаю выбирать одежду и игрушки, с которыми дочь идет сегодня в сад. Помогаю упаковать щенячий патруль, чтобы не потерялся по дороге. Перед садиком она смотрит мультики – это дает мне возможность спокойно собраться. Иногда я всю дорогу до садика несу ее на руках, напитывая, целуя и беседуя о текущем.
В садике они все переодеваются сами. Но ей хотелось, чтобы я помогала - я стала помогать. Мы обязательно целуемся она меня и я ее. Я желаю ей хорошего дня. Никогда не говорю «веди себя хорошо» или «будь послушной», акцентирую на том, чтобы чувствовала себя хорошо.
Я обязательно забираю ее сама, несмотря на то, что три раза в неделю через 15 минут передаю няне. Забираю, целую, переодеваю, если надо – меняю рюкзак с игрушками. Мы разбираем, как прошел день, и вместе гуляем некоторое время. Мне важно, чтобы она знала, что мне интересно, как она чувствует себя в садике, что ест и с кем дружит. Иногда она просит сказать что-то воспитателям – говорю, показывая, что я на ее стороне.
Я благодарна воспитателям
На зимнем утреннике я увидела, с каким доверием дочь протягивает руку в хороводе воспитательнице, которая мне казалась очень строгой. Я растаяла. И поблагодарила их. Перестала искать недостатки и стараюсь больше замечать хорошего и говорить об этом. Воспитателям тоже нужно вдохновение.
Единственный момент, с которым дочь не может смириться – нужно спать два часа, а ей достаточно днем спать один час. Они лежат с соседкой и переговариваются.
Я удивляюсь и восхищаюсь мамами, которые могут часами играть с детьми. Мне нужно время работать, зная, что дочь в безопасности и с надежными взрослыми. Я рада, что мне повезло с садом - неидеальным, местами строгим, местами старомодным. По дочери я вижу, что все впорядке.
Что дал садик: понятие о дисциплине, режиме дня. В садике ее научили собирать игрушки и убирать за собой, есть вместе со всеми. У нее есть друг, с которым они дерутся, но друг без друга не могут. Их рассаживают за разные столики, но когда воспитатели уходят, они снова вместе играют. Каждый раз, когда вывешивают рисунки, аппликации и пластилиновые фигурки, я фотографирую работы с подписью «Маша О.». Она так рада моему вниманию и так гордится собой!
Фото: depositphotos