Светлана Панина - психолог, гештальт-терапевт написала у себя на странице Facebook эмоциональный, но обоснованный с точки зрения психологии пост. Мы публикуем его с разрешения автора.
Светлана Панина - психолог, гештальт-терапевт, мама троих детей.
Экзамены - это худшее, что можно придумать для "стимуляции" обучения. Ожидание экзамена - огромный стресс для ученика любого возраста, но особенно уязвимы дети.
Стресс может быть и полезным
Например, выступление на сцене или даже перед классом с докладом, ситуация спортивных состязаний, особенно командных - это стресс, но чаще всего переносимый и способствующий формированию новых синаптических связей в мозге. Переносимый потому что, например, сохраняется хотя бы относительная свобода выбора - участвовать или не участвовать. Ответственность за выступление поделена с тренером или руководителем творческого коллектива, есть возможность оставить занятие, которое не приводит к желаемому успеху и попробовать себя в чем-то ином.
Со школьными экзаменами все это не работает
У тебя нет выбора, ты обязан изучать те дисциплины, которые диктует школьная программа и именно в том объеме и качестве, какое предложат написанные "для всех" учебники и расскажут обученные "учить всех" учителя. При этом учитель персональной ответственности за учеников не несет. Только какую-то усредненную "средний бал оценивания".
Поэтому...
...вся ответственность за успех или неуспех на экзамене лежит исключительно на ребенке.
При этом ресурсов у ребенка ограниченное количество. И кому-то из детей достались правильные буквы, например, могло повезти с врожденными способностями, а кому-то с родителями и репетиторами. А кому-то достался набор из четырех кубиков с буквами П О Ж и А. Им предлагают на экзамене сложить слово "Счастье". И если не получится - вся ответственность не на тех, кто выдал такие кубики, а на детях. Даже тех, у кого кубики правильные, довольно серьезно трясет, они ожидают не выступления на сцене, где они сорвут аплодисменты. Они ожидают казни, на которой их, может быть, помилуют. Они уж постараются сложить правильные кубики в правильной комбинации, как их учили в школе. Но вероятность ошибок, вызванных, опять же, ожиданием казни, все равно остается. Ну а те, кто уже понял про неправильные кубики, ожидает казни либо обреченно и не учится складывать кубики, потому что все равно результат предрешен. Либо бунтует.
Уровень стресса перед экзаменами зашкаливает
Это уровень стресса у человека, ожидающего наказания. Гормон стресса кортизол, который оказывает стимулирующее действие в небольших количествах, начинает разрушать память, когда стресс становится непереносимым и хроническим.
Хронический стресс блокирует свежие воспоминания и плохо действует на долгосрочную память. То есть, чем больше стресса, тем хуже работает память. Тем тяжелее учиться. Тем меньше усваивается знаний.
А если добавить сюда общую обстановку в наших школах, где тот, кому и так не слишком повезло с идеальными способностями к запоминанию и обработке информации, намного чаще подвергается стрессу, когда его унижают учителя и смеются одноклассники, то экзамены становятся контрольным выстрелом в голову многим ученикам. Как можно любить учиться в обстановке ожидания казни?
Кортизол нужен нам для выживания. Но он препятствует развитию. Школа в идее своей должна быть местом, куда мы приводим детей развиваться. Почему же она превратилась в место, где детям приходится выживать? В большинстве школ развитие идет не благодаря школьной системе, а вопреки ей. "Хронический стресс убивает мышление" - вот что должно быть написано на дверях наших школ под буквами "Добро пожаловать"
Фото: shutterstock.com