Интуитивная педагогика: жизнь в игре - немецкий педагог Дитер Шварц об образовании и детях

Наш автор Ольга Фанагей-Баранова продолжает рассказывать про семейный кемп «Освітній експеримент» и педагогах, которые там были. Немец Дитер Шварц, специалист по интуитивной педагогике, круто ответил на интересные вопросы про современное образование.

 Ольга Фанагей-Баранова, мама четырёх сыновей, блогер, организатор детских книжных фестивалей

Педагогика и интуиция. Для большинства причастных к теме эти понятия несовместимы. Ведь образование и воспитание – это стройная система, это жесткая регламентация, это четкие правила и законы, проверенные временем и одобренные специалистами… Во время семейного кемпа «Освітній експеримент», о котором вы можете почитать подробно здесь, родители и учителя убедились, что может быть и по-другому. Теорию и практику интуитивной педагогики нес в массы немец Дитер Шварц.

Дитер – один из учеников основателя интуитивной педагогики Пара Албома. 40 лет назад шведский композитор, выпускник вальдорфской школы создал школу «Солвик». Тут-то и появилась интуитивная педагогика, как альтернативное педагогическое направление. Суть ее в том, что учитель ориентируется не на план, а на свои ощущения и на имеющуюся в классе ситуацию.

О том, как это работает на практике, как использовать это в ежедневной жизни с детьми, и просто в своей жизни, рассказывал Дитер Шварц на встрече с участниками «Освітнього експерименту».

Аллергия на образование

В чем суть образования и воспитания в существующем последние 200 лет виде? Сделать ребенка счастливым? Увы, честный ответ: сделать его удобным. И даже говоря о стремлении к успешности, взрослые на самом деле подразумевают удобство. Потому что определение успеха навязывают юным умам именно они.

«Главной задачей воспитания всегда было обеспечить ребенку «лучшую жизнь». Вот только понятие это сильно изменилось за последние 30 лет. Взрослые всегда демонстрировали пример хорошо воспитанного человека, который успешно функционирует в социуме. И пытались привести ребенка в соответствие с этим примером. Основным способом для достижения этой цели было приспособление. Взрослые учили детей приспосабливаться к идеалам, подстраиваться под образцы.

То есть мы как будто исходили из того, что изначально человек недостаточно хорош. Надо поработать над ним, чтобы сделать из него то, что нужно. Школы ставили перед собой ту же цель: образовывали, то есть приводили к нужному образу, подгоняли под образец. 

Начиная со школы нас учат инвестировать в будущее: делать что-то сейчас, чтобы получить что-то потом. Получать хорошие оценки ради хорошего аттестата, который нужен для поступления в хороший ВУЗ и последующего получения хорошей работы…

Современные дети рано обнаруживают, что жизнь есть здесь и сейчас. Они поняли, что счастье имеет место только в настоящем. Что высокий уровень жизни – это, прежде всего, полноценный контакт с другими людьми. Эти дети не хотят приспосабливаться. У них, я бы сказал, аллергия на необходимость приспосабливаться. Ведь «приспосабливаться» означает делать то, чего я делать не хочу, но чего хочет от меня кто-то другой. Если я делаю это из страха наказания или боязни расстроить или разочаровать человека, я приспосабливаюсь. Кстати, подросток, делающий все наперекор – тоже приспосабливается. Он делает не то, что хочет, а просто то, чего от него не хотят другие. Это то же самое действие, только со знаком минус».

Испытание школой

А есть ли альтернатива такому способу коммуникации между людьми? Можно ли находить общий язык без насилия и жертв (во всех смыслах этого слова)? Дитер Шварц провел собственный эксперимент в одной из альтернативных немецких школ, где ему предложили стать учителем в проблемном классе.

«Три учителя уже отказались работать с этими детьми. Преподаватель, работавший передо мной, попал в психлечебницу, родители воевали между собой, а дети участвовали в травле друг друга. Мой первый импульс был – бежать. Но потом я подумал: «Вдруг это именно то, что мне нужно?». Я понял, что так и есть, когда понаблюдал за уроками в этом четвертом классе в качестве гостя. В классе царило беспокойство. Как-то учительница вышла из кабинета, и дети тут же успокоились. Когда она вернулась, вернулось и беспокойство. И хаос. В этот момент я понял, что у детей очень тонкая организация, они отлично чувствуют состояние взрослых. И реагируют на него. Они просто адекватно отражают его.

Я проработал с этим классом пять лет и получил класс, жаждущий знаний. Я хорошо поработал, но это была главным образом работа над собой. Я перестал смотреть на ребенка, как на проблему. Я исходил из того, что каждый ребенок делает в каждый момент своей жизни максимум того, что может сделать именно в этот момент. Естественным образом каждый человек креативен, оперативен и полон фантазии. Если кажется, что это не так, значит, на пути процесса появилось какое-то препятствие. Нужно просто обнаружить и устранить его. И прежде всего я могу устранить конфликты в своем сознании. Эти дети помогли мне в развитии этого навыка».

Вся жизнь - игра

Развить этот навык, по словам Дитера, просто. Нужно научиться быть довольным тем, что происходит в каждый момент жизни. Если ожидания не совпадают с реальностью – эмоционально реагировать. Расширив при помощи проявления чувств картину мира и приняв ее в том в виде, в котором она существует, жить дальше. Пытаясь снова достичь той самой удовлетворенности. Ну и играть, конечно. Именно это – тайное оружие Дитера Шварца и интуитивной педагогики в целом. Игра ради игры. Жизнь ради жизни.

«На мой взгляд, в жизни по-настоящему важны очень простые вещи. Надо позаботиться о том, чтобы была крыша над головой, еда, питье, защищенное место для сна и качественный двусторонний контакт с другими людьми – это так же важно, как еда и питье. И вот когда все это есть, мы можем играть со всем остальным, что у нас есть в жизни. Компания взрослого, который учится, играя, - лучшее поле для развития ребенка. Я имею в виду не специальные игры взрослого с ребенком с целью развлечь его. Я говорю о пребывании в состоянии креативности и игры.

И тогда все участники получают высокий уровень жизни, потому что этот уровень зависит от нашего взаимодействия и контакта. И от того, насколько мы используем свой потенциал и креативность. А в игре это очень просто.

Если, обеспечив первичные потребности, мы дальше будем просто играть, мы станем очень плохими потребителями. Ведь удовлетворение будет приходить не снаружи, а изнутри. Зато мы будем очень привлекательны для детей. Для того, чтобы быть креативным и радостным не нужны никакие системы и методы. Достаточно просто убрать с дороги то, что мешает. Вот это и есть мой ориентир, когда я думаю о том, как выстраивать свою жизнь и отношения».

Фото: Алиса Пирогова

Читайте также

Как проходит набор в первый класс НУШ: сложности и выводы из первых уст школьного психолога

Интерактивное обучение станет реальностью в НУШ до 2019 года. Как внедряются новые методы?

"Освітній експеримент": альтернативное образование из мечты в реальность

Семейный кемп "Освітній Експеримент": преобразование образования

Новое на сайте