Подробнее о фотопроекте "Отцы" и его создателях.
Дмитрий Николаев, отец 2 детей, дьякон УПЦ, психолог, создатель Школы духовного взросления «Милосердие», :
«Тринадцатого мая у нас в семье праздник – День рождения нашей семьи. В этот день мы с женой стали родителями семилетнего сына и трехлетней дочери. Их мать умерла, и Андрея перевели в детдом, а Юлю – в больницу. Тринадцатого мая мы забрали их домой. Это был радостный и волнительный день. Один из самых счастливых дней в моей жизни. «Ну что, ты уже привык к детям?» – спрашивали у меня через некоторое время окружающие, а я удивлялся такому вопросу. Для нас они сразу стали родными. Думаю, что появление детей в семье – это Таинство. Такое же, как, например, Таинство брака. Приемные дети становятся частью семьи, аналогично тому, как супруги – двое недавно совсем чужих людей – становятся друг другу родными.
Уважение и принятие
Девять лет Бог не давал нам с женой детей, и наше решение об усыновлении было осознанным, вызревшим. Я хотел быть отцом, хотел заботиться, дарить любовь. Для меня любовь – это не просто целовать, обнимать и баловать. Это учеба уважению, принятию маленького человека такого, какой он есть, целиком. Один из навыков любви - выдерживать все деструктивные детские чувства: страх, чувство вины, тревогу, гнев, беспомощность, апатию. Ведь если я в ответ начну тревожиться или раздражаться, то психика ребенка сделает вывод: «Папа не может справиться с тем, что я чувствую, а, значит, я не справлюсь и подавно».
Родительская функция
Также главное для меня – заметить, поддержать, помочь детям пройти и усвоить свой маленький урок, для этого учусь замедляться. Ведь часто мы, родители, бежим по жизни, и нет времени на то, чтобы понять, что происходит у нас в душе, что происходит в душах наших детей. Вот я и учусь быть внимательным, наблюдать за мимикой, словами, настроением дочки и сына. Если вижу, что что-то не то, то откладываю свои дела, пытаюсь понять, что же случилось. И отреагировать соответственно ситуации. И когда проблема решена, я понимаю, что выполнил свою родительскую функцию. Настоящую. Ведь как считается: отвез чадо в школу, на занятия, проверил уроки, ребенок одет, накормлен, здоров, значит, день прошел не зря. А все это может быть вообще не важно. Важно, то, что сегодня произошло с детьми, какие открытия, достижения они сделали, какие неудачи их постигли, как они с ними справились.
Родство по духу
Не вдаваясь в подробности, скажу, что до усыновления у моих детей было непростое детство. Но я верю в то, что забота и любовь способны исправить любые повреждения. Конечно, жизнь покажет, как будет. Многое еще впереди. Но пока я вижу, как мои дети взрослеют, развиваются, ищут свой путь, и надеюсь, что в будущем у них все сложится. По крайней мере, у них есть фундамент – наша семья. Конечно, они понимают, что мы с женой – приемные родители. Они были достаточно взрослыми, чтобы помнить свое детство, свою мать. Да мы и не скрываем от них правду. Скрывать такие вещи – неправильно. Также я спокойно отнесусь к тому, если они захотят поехать на родину, найти родственников. Это их право и это нормально. Вообще, сейчас учусь отпускать. Привыкаю к мысли, что когда-то дети вырастут, и покинут наш дом. Может быть, у нас останутся близкие отношения, а может, мы перестанем общаться. Неизвестно, как все сложится. Родство по крови тоже еще никому не давало гарантий хороших отношений в будущем. Родство по духу, вот что превыше всего. И я готовлю себя к тому, что дети мне ничего не должны: ни заботы, ни любви. Делаю для них все, что в моих силах, и не жду ничего взамен. Потому что считаю – любовь должна быть бескорыстной»
Текст: Ольга Лаптева (Olga Lapteva)
Фото: Nadia Ovchinina