Не так давно один из украинских учеников напал на учительницу, обрушив на ее голову стул, случаи буллинга среди школьников - явление частое, а еще мы регулярно слышим о не совсем профессиональном поведении учителей с признаками эмоционального и даже физического насилия... А вот сейчас уже имеем случай, когда пример беспрецедентной агрессии показал отец одного из школьников.
Что не так с нами и со школой? Почему такие случаи агрессии в школе случаются? Непростой вопрос, на который не найдешь простого ответа. Но искать пути решения надо.
В МОН осудили акт насилия и призвали МВД провести расследование, которое должно привести к справедливому наказанию виновников по всей строгости закона. В полиции заявили о возбуждении уголовного дела против нападающего. Общество взбудоражено и стремится разделиться на два лагеря: кто за учителя, кто за отца...
Мы не знаем деталей происшествия, хотя уже появилась информация от жены нападавшего, лучше дождаться официальных выводов. Но в любом случае принимать чью-то сторону тут кажется совсем неуместным. Важнее думать, что можно поменять в нас, в наших личных реакциях и стереотипах поведения, а также, каких изменений требует общество, в целом, и школа, в частности, чтобы таких актов насилия в школе и вне ее было меньше.
О толерантности к насилию и безопасности детей
Многим родителям понятно желание защитить ребенка. Вопрос, как мы готовы это делать, какие методы готовы (не)использовать и почему мы иногда срываемся в неправомерные действия, уходим в насилие и агрессию?
Ответ на этот вопрос лежит во внешкольных плоскостях. В нашей стране очень высокий уровень терпимости к бытовому насилию: физически наказать ребенка, ударить жену, решить спор с помощью кулаков - все это в пределах нормы для многих украинцев. Исследования отношения украинцев к насилию поражают: каждый второй считает, что шлепнуть ребенка - это не насилие, а 13% % респондентов признали право одного партнера применять силу к другому, если тот ведет неподобающим, по его мнению, образом. Учителя, отцы, подростки - все они - члены общества...
Но проблема может быть еще глубже. Недавний рекламный/социальный ролик Gillette, направленный на выявление токсичной маскулинности и стремление поддерживать здоровую мужественность, вызвал бурю эмоций со стороны многих комментаторов - они отстаивают право мужчин на сексизм и на решение проблем с помощью кулаков. Причем комментаторы ведь со всего мира... Так что это не только наша проблема.
"Быть мужиком" - эта фраза в нашей стране все еще значит "умение применить кулаки для решение проблем", а "дай сдачи" - одна и самых частых рекомендаций мальчикам.
Но если быть объективными, то в современном обществе кулаки вообще мало что решают. Иногда - в подворотне или темном переулке - они кому-то и могут понадобиться, но это ведь небольшой процент от всех проблем, с которыми приходится сталкиваться. Сотни тысяч ежедневных конфликтов решаются путем переговоров - дипломатия, эмоциональная устойчивость, знание законов, коммуникативные навыки... А мы учим другому. Стереотипы "поведения мужика" диктуют устаревший способ решения проблем. И это одна из причин высокого уровня насилия в нашем обществе. А толерантность к насилию, в том числе, по отношению к зависимым от нас и слабым - усугубляют ситуацию.
Безопасно ли в таком обществе нашим детям? Нет!
Психолог Светлана Ройз в посте, посвященным этому инциденту, написала важное: такие события травматичны для всех, для детей особенно. Само событие.
Почитайте ее пост, там много направлений для осмысления.
Разве нет другого выхода?
В нашем обществе еще одна ярко выраженная проблема: несовершенство правоохранительной и судебных систем, бюрократия там, где требуются быстрые действия для защиты чести, достоинства и здоровья (иногда и жизни), а также убежденность, что законными путями ничего не добьешься. Все это приводит иногда к самосуду и прочим противоправным действиям.
К слову, в таких убеждениях много стереотипов, навязанных СМИ. К счастью, многие школьные вопросы решаемы цивилизованно. Если на неправомерные действия учителя пожаловаться директору, потом в управление образования, МОН, то реакция будет. Да, это долго и затратно по времени, но ведь СИЗО и тюремное заключение вряд ли назовешь быстрым и легким решением. А официальные решения на счет тех или иных нарушений в работе учителей, создадут прецедент, который поможет в решении подобных проблем в дальнейшем.
Профилактика агрессии
Учителям требуется психологическая помощь - профилактика выгорания, изменение стереотипов поведения, наработка новых подходов в обучении и коммуникации с учениками, в умении общаться с родителями , в т.ч., агрессивно настроенными. Первые шаги в этом вопросе сделаны, но работы еще предстоит немало.
Администрациям школ при помощи МОН необходимо выработать механизм реакций, если имеют место быть жалобы на поведение учителя - применение морального и физического насилия требует немедленного реагирования. Учитель, который ведет себя таким образом должен быть отстранен от своих обязанностей, в отношении него проведено расследование... даже если на его место нет желающих. Зачем в школе травмирующий педагог?
Родителям (папам, особенно) - всему обществу нужно много работать над формированием нулевой терпимости к насилию. Законы против буллинга, семейного насилия (и да и про смешной закон о "согласии на секс"), флешмобы #metoo и прочие - маленькие шаги в направлении изменения массового сознания. Маленькие, но очень важные.
Воспитание детей в уважении к себе, к родителям, педагогам и друг другу - задача непростая. Нам нужно пересматривать свои стереотипы, взгляды на жизнь, уровни принятия.
Нам нужно работать над своим эмоциональным состоянием - методы самостабилизации - от медитаций до регулярных физических нагрузок и, опять же, формирование внутреннего неприятия насилия в любом его проявлении - должны стать частью жизни. А для этого надо осознать:
- насилие порождает насилие
- агрессия в защиту травмирует не меньше, как само насилие
- в современном мире доминируют другие (не физические) методы воздействия, а принцип "кто сильнее, тот и прав" строится далеко не на силе кулаков.
Нам предстоит большой путь, но согласимся со Светланой Ройз, что острый процесс - лучше хронического, а нарыв, который прорвался, имеет шанс быть вылеченным быстрее, чем тот, который скрыт и наполняет нас болью и гноем изнутри. Давайте что-то делать, хотя бы на личном уровне.
Фото:depositphotos.com