Сейчас не слишком удивишь книгами об особенных подростках. Особенность бывает разной. Мне в последнее время попадаются все чаще романы о "притрушенных" подростках. И это серьезно расширяет мое представление о мире. Мире взрослых, в том числе.
"Риба на дереві" Линды Муллали Гант от издательства Виват - книга о множественном интеллекте, если говорить коротко и использовать околопсихологическую терминологию. Но это художественная книга, с тонко выписанными образами и талантливо поданными идеями.
Она о том, что увидеть гениальность в необычном нам мешают стереотипы, невнимательность и где-то черствость. И да. О том, что совершенно каждый ребенок одарен, и достаточного одного внимательного, принимающего и понимающего суть проблемы взрослого, чтобы даже очень выраженные и мешающие обычной жизни особенности развития превратились в сильные стороны и не помогали реализации потенциала.
Вчителям, які спочатку бачать дитину, а потім уже учня; які нагадують нам, що в кожного з нас є що запропонувати цьому світу, а бути іншм важливіше, ніж бути таким, як усі. І дітям, які мють наснагу рпотистояти викликам, що їх кидає життя, - хоч яким важким. Ви герої. Ця книга для вас
С таких слов начинается книга.
Девочка Элли, которая не умела читать и писать
Она прекрасно рисовала, видела кино в своей голове, могла решить сложные головоломки и математические задачи (если нужно считать в голове), а потом даже научилась играть в шахматы и выигрывать сложные партии буквально за несколько дней. Но писать и читать она не могла. Потому, что буквы танцевали и передвигались, а чаще они были просто непонятными символами.
Любое письменное задание было для нее пыткой и вызывало сильную головную боль. Она сменила пять школ за пять лет. Пришла в шестую, но в ней тоже все не складывалось... Элли чувствовала себя неудачницей, тупой и одинокой. Над ней смеялись, ее отправляли к директору и даже неплохая по сути учительница не могла понять, "зачем Элли все ЭТО делает".
Наверное, вы по моему описанию уже догадались, что у девочки была дислексия. Но об этом никто не знал, пока в школу не пришел новый учитель.
Учитель, который видит ребенка
Мистер Дениелс смотрит внимательно, слушает и слышит, дает необычные задания, моментально подмечает сильные стороны и говорит о них каждомур ребенку. Но особое внимание он уделяет Элли. И Элли одновременно приятно и страшно. Внимание учителей, особенно там, где нужно писать, ей никогда ничего хорошего не приносило. Но на этот раз все по-другому.
Вообще, мне как педагогу по первому образованию и психологу эта книга кажется своеобразной методичкой для педагогов. Как вести себя с детьми с особенностями в самом разном понимании этого слова.
Разумеется, даже сам м-р Дениелс дополнительно учился, чтобы разобраться, как именно обучать Элли и (затем) ее брата. Поэтому и педагогам понадобятся специфические знания и методики, которых нет в этой книге. Но сам подход - внимательной доброжелательности и веры в ребенка - то, чему надо научиться всем, то, что мы можем все.
Не только Элли...
Как оказалось, особенных в окружении Элли намного больше. Кто-то живет сердцем и, натыкаясь на острия реальности, продолжает оставаться таким же добрым и сердечным. Кто-то воспринимает мир через вкусовой канал и готов рассказывать о нем через него, еще кто-то - гениальный механик, который разбирается в машинах, без умения читать и писать, а еще кто-то мыслитель, сродни Эйнштейну, видящий мир под такими углами, под которыми до него никто еще не смотрел. Они все непоняты и частенько вызывают насмешки и непонимание.
Но под теплым глубоким вниманием все эти дети получают шанс раскрыться.
И самое важное, что хочется повторить, - учитель и дети из книги - имеют свои прототипы. У Линды Муллаги Гант был свой мистер Дениелс - мистер Кристи. Учитель, который верил, помогал, направлял и учил. Он помог ей не только научиться писать, но, в дальнейшей перспективе, стать писательницей. А что это значит? Это значит - все "неВОЗМОЖНО". Иногда учитель может просто оторвать частичку НЕ, чтобы ребенок окончательно поверил в себя. Он многое может, если сначала видит сначала ребенка, а потом ученика.
Это главное, что я вынесла из этой книги.
Фото: автора