Вывод один: второй сезон "Большая маленькая ложь" надо смотреть, но не рассчитывать на простое проживание увиденного, особенно если о насилии, в его разнообразных проявлениях, ты знаешь не понаслышке.
Наталья Онацко - мама Маши, инструктор йоги и автор статей.
Вышли первые серии Big Little Lies, о чем этот фильм?
Снова смотришь этот сериал как документальное кино о нас - обо мне, о моих подругах, знакомых. Снятое в американских интерьерах - чуть больше машин, намного крупнее дома, другая школа и у нас нет таких учителей.
А все содержание эпизодов выписано дотошно - с нас.
На дне йоги – два дня назад - я развиртуализировалась с фб-подругой. Мы обсуждали эпизоды домашнего насилия – кто что пережил и кто когда сумел уйти.
Знаете, у очень многих сильных, успешных и красивых женщин в нашей стране за плечами история насилия. И у не самых успешных – тоже.
Моя поддерживающая и высокопрофессиональная знакомая психоаналитик комментирует, насколько сериал пересекается с тем, с чем она работает каждый день.
Моя подруга зависает на свежей серии и не может смотреть дальше из-за нахлынувших триггеров.
Если в первом сезоне действие разворачивалось постепенно, то второй - спойлер – сразу же полное погружение в бытовое, повседневное насилие от близких людей, как оно есть.
И ты понимаешь, что можешь прямо сейчас органично войти в кадр...
...поддержать разговор, включиться в сюжет и чувствовать себя ровно также, как на встрече с подругами в кафе на соседней улице – в Полтаве, Львове, Киеве, Конотопе, Днепре – в любом из городов нашей страны.
Мужчине рядом скучно. Не каждому, но даже вполне продвинутому.
Фильм строится на деталях, словах, эпизодах, которые кажутся обыденными и серыми, но за ними – волна личной боли, паники, беспросветности, отчаяния, заниженной самооценки, страха… Триггеров хватит.
Еще 5 лет назад фильм "Большая маленькая ложь" показался бы скучным - ни о чем.
Но сейчас, благодаря волне флешмобов, статей о психологическом насилии, множеству каминг-аутов знакомых и незнакомых лично женщин, фильм стал объемным и наполненным смыслами.
Насилие в своей жизни распознать крайне трудно. По одной простой причине – сначала нужно знать, что это, должны быть ясными проговоренными и осмысленными понятия о токсичных людях, газлайтинге, собственных границах, абьюзе. Иначе вы не увидите его в жизни - своей и подруг.
Есть одна история про открытие Америки из фильма «Кроличья нора». Индейцы не видели приближение кораблей иностранцев, потому что не знали, что "плавающие дома" существуют в природе. В их картине мира не было кораблей, парусов, мореплавателей, и, глядя на океан с берега, они их не видели.
Для того, чтобы увидеть что-то, у нас в голове должно быть представление, что это возможно и существует в природе.
С насилием такая же история: чтобы его распознать в своей жизни, нужно понимать, что такое насилие, какие формы оно принимает. Из-за недостатка образования и знаний мы просто его не видим и не осознаем.
Можно чувствовать дискомфорт, но не знать его источник и обвинять себя, что не так воспринимаешь человека или ситуацию.
Нас почти всех учили не доверять своим чувствам с детского сада. Пресловутое «доешь кашу», когда на самом деле тебе не хочется, и «надень шапку», когда на самом деле тебе жарко - очень привычные для нас уроки, которые мы хорошо усвоили.
Кто-то посторонний знает, как тебе лучше, но не ты сам и ты учишься доверять словам и порядку вещей со стороны, но не себе.
Когда приходит насилие, распознать его можно по своему страху внутри. Но еще нужно уметь доверять себе, ценить себя настолько, чтобы при первых признаках страха разобраться с ситуацией и вытащить себя из нее.
Сделать насилие видимым
Лариса Денисенко, юристка и писательница, сказала хорошо по поводу феминитивов: это о видимости женщин в профессии.
Сериал «Большая маленькая ложь» проявляет повседневное насилие в нашей жизни, делает его видимым и ощутимым. А значит, мы можем сделать следующий шаг – изменить ситуацию и свести насилие в семье, психологическое насилие – если не к нулю, то к минимуму.
Еще есть один аспект, о котором очень мало говорят пока.
Жить ради детей, ставить интересы детей намного выше своих – психологическое насилие над мамой (другим родителем) ради ребенка.
Но об этом в другой раз и более широко.
Фото: скрин