Времени для интервью было мало, поэтому мы решили сконцентрироваться на одном узком, но важном для наших читателей вопросе: что нас ждет после реформы.
Доктор Комаровский не раз высказывался за необходимость глобальных изменений в медицине и проводил анализ сути реформы у себя на странице Facebook. Мы задали уточняющие вопросы.
Евгений Олегович, расскажите нашим читателям, чего вы ожидаете от медицинской реформы и верите ли в ее успех?
Все всегда упирается в исполнителя. Нищий, бесправный, врач, у которого даже нет своей электронной почты (а таких - свыше 50%) не сможет проводить реформу. Разве важно, делает ли МОЗ сайты или нет, если у половины украинских врачей нет электронной почты?
В реформе есть два направления. Первое - экономическое. Оно должно помочь по-новому распределять деньги. Как это будет происходить, я не знаю, в этом не специалист. Но для меня в этой части есть важный месседж: мы не будем платить вам, за то, что у вас есть большая больница, мы дадим деньги на ту больницу, где лечится много людей. Это хорошо? Хорошо!
Возьмем, например, хирурга. Нигде в мире нет такого, чтобы хирург делал одну операцию аппендицита в день. Таких хирургов не бы-ва-ет! Хирург должен не выходить из операционной 8-10 часов и оперировать-оперировать-оперировать. И только так он будет достоин хорошей зарплаты. Очевидно, что если нам не будет нужно 50 хирургов, а максимум два, то те 48, которые окажутся не у дел, будут активными противниками реформы.
Но тут мы опять должны вернуться к вопросу об исполнителях на местах: кто будет выбирать хирурга? Главврач! А у него есть кум, брат, сват...
Но что делать?
Можно просто не посещать такие больницы, где плохой хирург, искать лучших хирургов в другой месте. Влиять своими неприходами.
А вторая часть медреформы?
Вторая часть реформы – медицинская. Самое главное, что мне нравится из заложенного в нее, это то, что мы наконец признали - национальной медицины не существует. Есть только научная медицина.
Пациентам, вашим читателям важно понимать: во всем мире определенная болезнь лечится по определенному протоколу, который проверен на десятках тысяч больных.
Мы не должны использовать "уникальный" протокол какого-то доктора из "хацапетовского" университета.
И все! Но вот вопрос: Если врачи будут лечить по протоколу, то куда денутся 90% всех лекарств, которые продаются сейчас в аптеках?
И мы тут видим еще одну группу недовольных медреформой.
Что еще? Реформа обещает: роды – бесплатно, перелом – бесплатно, аппендицит – бесплатно… Но люди не будут за реформу, пока реально этого не увидят.
Могу сказать точно: идеи классные, но испоганить может всё, что угодно.
У многих возник вопрос: где найти хорошего семейного врача?
Представьте, что есть поле, которое мы загадили свинцом, отходами, а потом спрашиваем: «А где найти хороший участок?»
Да, я знаю многих хороших врачей, но они – вишенка на вредном торте. Их крайне мало. И это проблема.
Но давайте поймем: здоровье человека это на 10% - генетика, 10% - система здравоохранения, а остальное - это образ жизни. Именно образ жизни определяет наше здоровье.
Да и позиция ВОЗ такая, что мы ДОЛЖНЫ заниматься самолечением, мы обязаны обеспечивать себе и детям здоровый образ жизни. НО!
Самолечение должно быть ответственным, проинформированным и ограниченным.
То есть, вы должны научиться понимать, когда вам надо прекратить строить из себя великих медработников и пойти к доктору.
Но самообразование никто не отменял.
Сейчас такая ситуация: вы приходите к врачу, он говорит, что у вашего ребенка ОРВИ. Рекомендует не пихать еду, увлажнять, проветривать, поить... И все. Что скажет обычная украинская мама: «Почему вы мне ничего не назначили?»
Все отхаркивающие средства, все эти установки: "Болит горло– лижи "Лизак"! - это национальный позор, это кошмар! Антибиотики, предназначенные для крайних случаев, у нас используются при первом же удобном моменте.
Или еще: я постоянно пытаюсь объяснить, что нет таких болезней, для лечения которых нужна внутримышечная инъекция антибиотиков. Сифилис, некоторые случаи ревматизма... Если ребенок без сознания и умирает, то вводят лекарства внутривенно, если он в сознании и может глотать, то ему дают сироп. Нельзя колоть антибиотики новорожденному ребенку из-за желтухи! Но колют же!
Главное ваше ожидание от реформы?
Медреформа должна привести к тому, что между вами и доктором будет протокол. Это самое важное.
МОЗ говорит: берите протокол любой цивилизованной страны. Вы имеете полное право им пользоваться. А наши врачи начинают орать: «Что это за постановка вопроса? Врачи не умеют читать по-английски! И чем там МОЗ занимается?» Наши привыкли ничего не делать, поэтому многие и против реформы.
Ну и пациенты не готовы?
Возьмем студентку, которая знакома с протоколами. Вот вы - молодой медик, вы сели на прием в «хацапетовской» поклинике и к вам привели ребенка с диагнозом бронхит. Назначение: чистый, влажный, прохладный воздух, промывание носа солевым раствором, прогулки. Возвращаются мамы и бабушки домой. Сидят с больным ребенком в жаре, обмазываются козьим жиром, ставят горчичники - у ребенка ожоги дыхательных путей, засохшая слизь в них. В результате что? Ребенок с пневмонией попадает в больницу и, естественно, виновата та девчонка-медик, которая «ничего» не назначила. Она получит по голове, а потом еще и папа ребенка придет ее "убивать", ведь она во всем виновата. И что может ее защитить?
Протокол! А протокол говорит: проветривание, промывание солевым раствором...и дальше по списку.
Поэтому я с вами и занимаюсь, поэтому я пишу статьи и рассказываю, все что могу, чтобы люди это знали и понимали.
Люди должны понять, что не бывает украинской медицины, есть МЕДИЦИНА!
Сколько осознанных родителей? Процентов 30%?
Нет. Не больше 15-ти.
Как их раскрутить?
Им надо объединяться! И я говорил, что надо учиться! У меня была идея франшизы – детские садики «Комарик». Сады для детей адекватных родителей. Там гуляют в любую погоду, там прохладно в комнатах, есть сквозное проветривание, туда берут сопливых детей… Но в Украине перед открытием первого из них (в Харькове) мамы пришли и заявили, что не хотят этого всего.
И я сказал: "Нафиг! Если не хотят, то и я не буду портить себе нервы!"
Если вам проще ставить горчичники, чем прислушаться к моим советам, ставьте! Я не буду спасать всех.
Я не буду больше доказывать полезность прививок и убеждать их делать, я буду рассказывать, как их сделать, что для этого нужно.
Я говорю: "Надо поить!", а вы кормите? Кормите! А я буду рассказывать, как правильно поить, чем поить, что делать, если ребенок не хочет пить и т.д.
Кому нужно, тот услышит и научится.
Фото: организаторы