Дети изначально эмоциональны. Они живут своими хочу, легко поддаются чувствам и подвержены сильным внутренним бурям. Но со временем кора головного мозга дозревает, ее префронтальные части (те, что в большей степени отвечают за интеллект и логику) перебирают на себя функцию контроля и регуляции. Тогда детское поведение становится более логичным, последовательным, разумным. Правда, в подростковом возрасте влияние префронтальной части опять ослабевает, лимбическая система доминирует и эмоции снова становятся мейкерами поведения...
Со взрослыми тоже не все просто. Для того, чтобы быть в осознанном состоянии, мыслить критически, развивать в себе способность критично воспринимать и структурировать информацию, отделять "вбросы" от фактов, нужно постоянно трудиться - анализировать, проверять источники, стараться отстраняться от ситуации, чтобы увидеть более широкий план. Ну и стабилизировать свою эмоциональную часть, чтобы не лишать неокортекс право голоса.
Такие навыки формируются с детства. И сейчас мы обсудим некоторые из принципов критического мышления, которые нужны нам для понимания сути поставленных задач.
Контроль над эмоциями для формирования критического мышления
Один из приемов, который помогает осознавать свои эмоции, а значит, выводит их в рацио, - называние того, что чувствуешь. "Я раздражен, опечален, злюсь, напрягся, радуюсь, нежусь, в бешенстве, в восхищении, влюблен, обижен, наслаждаюсь, грущу, чувствую облегчение/нарастающую злость, презрение. Я удручен, умилен, мне скучно, неприятно, непонятно как в области сердца..." Слов таких гораздо больше, чем с могут вспомнить многие взрослые. Но чем больше мы и наши дети их будем знать, тем проще будет распознавать эмоции. А это поможет возвращать над ними контроль.
"Я вижу, как ты обижен сейчас и злишься. Я понимаю, что мой запрет играть на смартфоне вызвал у тебя бурю негодования, раздражения и злости. Мне грустно, что ты так опечален. Давай подумаем, как исправить ситуацию..."
В фразе выше мы видим переход от эмоции к рацио. Но призыв "Давай подумаем," не сразу сработает, если человек в эмоционально нестабильном состоянии. К думанию всегда переход через телесные практики.
Телесная стабилизация как путь к возвращению критичности
Выпить воды, умыться, попрыгать или постучать пятками, поднимаясь и опускаясь на стопы, прохлопать себя с ног до головы, возвращая себе ощущение тела... съесть конфету, как часто предлагает Петрановская - это методы скорой помощи. Они помогут и взрослым выйти из эмоционального прессинга в соцсетях, на ТВ... во время истерики ребенка.
Но нам важны и другие способы стабилизации на телесном уровне. А тут все просто: физические упражнения должны стать частью жизни и быть в арсенале ребенка всегда. Асаны йоги, спорт, плавание - помогают быть в теле, а значит, быстрее выходить из состояния перевозбуждения.
А еще детям и взрослым нужны объятия, поддерживающие прикосновения, поглаживания (зона между лопаток - важное место для таких прикосновений). Сейчас в Украине это надо всем. Обнимите близких! Это действительно важно.
Ребенку нужно выплакаться в объятиях взрослого. Впрочем, взрослым иногда тоже. Гордон Ньюфельд много говорит о слезах тщетности и их целительной силе. Они имеют право быть у всех нас. Важно, чтобы после того, как выплакался, становилось легче. Тогда это те самые слезы.
И всем нам, прежде чем делать какие-то выводы, вестись на эмоциональные вбросы, можно сделать что-то телесное, чтобы выдохнуть, переключиться и дать неокортексу вернуться в свои права.
Вернуть в реальность
Помогает вернуть критичность и осознание, где я и что я: "Я Маша, мне 23 года, я сижу на стуле у себя на кухне, он красный и высокий. Я вижу, слышу, ощущаю то-то и то-то. Меня страшит то-то и то-то, но здесь, на моей кухне этого нет. И сейчас я в безопасности". Такой простой прием поможет выйти из эмоций, заземлиться и быть здесь и сейчас. А значит, выйти из эмоциональной ловушки.
Ребенку мы должны помогать с таким возвращением в реал: показываем на реальные вещи из его окружения, переключаем внимание на реальные предметы, людей, ощущения. И это поможет ему успокоиться.
Вопросы как прием критического мышления
Вернемся к тому, как вернуть ребенка (и себя) в состояние думания. Задаем вопросы. Они могут быть разные, но их задача заставить мозг трудиться.
В украинском переводе появились книги о том, как задавать вопросы и учить детей задавать их себе. Например, серия «Мистецтво мислити», Оскар Бреніфьє, Орельен Деба. И книги Эйтана Боритцера "Що таке любов?", "Що таке Бог? "и другие. которые сами предлагают ответы, но в очень широком контексте, расширяя представление о мире и о себе.
Это крайне важный навык - видеть больше, чем я вижу... больше, чем мне предлагают увидеть, сужая видение с помощью сильных эмоций, триггеров и манипуляций.
Для нас важно понимать: все месседжи, направленные на включение сильных эмоций (часто это связано с угрозой для нашей жизни и жизни детей и активизируют страх), все нагнетания, истеричные нотки, включение визуального ряда, где запускаются страшилки, которые быстро сменяются, а значит их трудно осмыслить, все это прячет за собой намерение отключить наше мышление. Современное ТВ прекрасно использует метод нагнетания, истеричности, нестабильности для создания эмоциональных воронок, для продвижения месседжей, которые попадают в подсознание, минуя стадию осмысления. Хотя при этом создается иллюзия, что тем или иным выводам приходим мы сами.
Дети не должны смотреть такие новости и сюжеты. Даже взрослые не всегда могут с ними справиться. Детям же они совсем не по силам
Как можно продемонстрировать критическое мышление на своем примере детям?
Умение задавать себе вопросы и критично осмыслять.
- зачем мне это говорят, насколько объективна и широко подана информация, нет ли смещения акцентов, вырывания из контекста, игнорирования важных фактов?
- каковы источники информации, факты, аналитика - нарабатываем пул надежных источников и мониторим их на предмет объективности постоянно,
- очень осторожно относимся к предложению просто верить, чувствовать, очень аккуратно относимся и к очень эмоциональным месседжам, где много запугивания.
- ограничиваем свой доступ к программам, где много насилия и страшных историй бытия, что разрушают ощущения базовой безопасности.
- отдаем предпочтение не видео и клипам, не ТВ и мемасикам, а чтению, аналитике, размышлениям. В таком случае всегда есть время на обдумывание, в отличие от видеоряда, где все происходит быстро.
- всегда задаем себе честные вопросы себе: что мною руководит, какая эмоция сейчас меня заставляет так думать, нет ли в этом моего желания себя оправдать, переложить или отказаться от ответственности, не прячу ли я за праведным негодованием что-то личное, что я могу отерапевтировать, чтобы оно не влияло на мои решения и не заставляло самообманываться.
Пример общения с ребенком
"Ты очень злишься. Мне жаль, что ты сейчас не можешь больше играть. Я вижу ты зол на меня, и хочешь стукнуть. Ты думаешь, что я плохой, отвратительный папа, который не позволяет тебе делать то, что хочется. Тебе кажется, что я виноват во всем. Я тебя понимаю. Мне жаль, что тебе приходится переживать такие эмоции. Давай сейчас выпьем воды. Обрати внимание, какие цветочки на этой чашке, водичка прохладная и приятная. Я бы с радостью тебя обнял, если ты позволишь... Как ты думаешь, что мы возьмем на прогулку - этот паровозик или машинку? А какую шапочку ты наденешь - зеленую или красную?"
После такой беседы, когда вы будете уже гулять, стоит напомнить о правилах, обсудить причины таких ваших просьб (еще больше включаем анализ и осмысление). Ребенку постарше можно озвучить факты, рассказать о исследованиях воздействия избыточного времяпрепровождения перед экраном, дать ссылки на надежные источники и показать потом, как определять их надежность.
Разумеется, чтобы учить этому детей, нужно научиться этому самим. В современном мире с его шквалом информации, меняющихся реальностей, голограммами и ситуацией постправды, нам нужно постоянно тренировать свой мозг, перепроверять, выходить на уровень выше, чтобы пытаться увидеть бОльшую картину мира, не претендуя на абсолютные знания. И это непростая, но необходимая задача для всех совремнных родителей. Ведь нам нужно передать навыки критичного мышления и адекватного восприятия детям, которым и придется жить в мире постпостомодерна.
Фото: depositphotos.com