Ранним летним утром мы встретились с Александром Володарским - сценаристом мультфильмов «Казаки. Навколо світу» анимационной студии «УкрАнімаФільм».
С первых же минут общения мы отметили, насколько тонко Александр чувствует состояние собеседника и то, как он легко может развеселить. Похоже, что юмор – это и есть тот источник, в котором рождается и вызревает творчество этого человека.
А еще мы сразу поняли, что неуемное желание создавать и учиться – залог успеха и известности любого творческого человека. Александр смог нам это доказать.
Как вы стали сценаристом?
Александр: У меня ощущение, что этому учат на каждом шагу, потому что помимо сценарного факультета в Карпенко-Карого есть еще огромное количество сценарных курсов.
Другое дело, можно ли этому научиться – создавать сценарии, тут важно учиться и наблюдать, как это делают профессионалы.
Начинал я как юморист. В молодости мне в руки попала книга Аркадия Хайта - замечательного юмориста, и кстати, сценариста. Ему принадлежит знаменитая фраза «Ребята, давайте жить дружно».
Я смотрел как он заставляет людей смеяться, читал его миниатюры и наблюдал, как рождается смех.
Мне кажется, что такой путь самый правильный: смотреть, как рождается смех.
В мультипликации учеба – это смотреть, как сделан тот или иной мультик, почему он нравится детям. Самообразование — это главное. И, конечно же, желание постичь секрет, ведь теория без практики мертва.
А какие качества, помимо чувства юмора, должен иметь человек, который хочет стать сценаристом?
Александр: Есть такое чудесное качество – фантазия. Большинство детей обладает им. Они фантазируют, придумывают, играют. И желательно с возрастом не потерять, а приумножить это качество. Еще важно умение поставить себя на место человека, который будет это смотреть, то есть на место зрителя. Понять, что он будет ощущать во время просмотра.
По сути, ничего особенного не нужно, главное иметь желание. Я часто общаюсь с молодыми авторами и сразу вижу, есть ли у человека желание. И если у человека есть подлинное желание добиться чего-то, это и станет для него залогом успеха.
А как вы сами пришли к написанию сценариев для мультфильмов?
Александр: Если говорить о «Казаках», то я вспоминаю историю, как ко мне обратился замечательный режиссер Владимир Дахно с просьбой написать сценарий для серии про казаков в космосе.
Он дал нам с соавтором Яном Тасюром только тему. И помню, мы с огромным интересом взялись за дело. Я тогда впервые в жизни написал страниц двенадцать текста без единой реплики, только действия. Мой конек – диалоги, но мне вдвойне интересно было пробовать себя в чем-то новом.
И скажу, что мне очень радостно, что сегодня мою идею – мультфильмы без слов – подхватили. Это большая ответственность, на самом деле, потому что на тех сериях “Казаков” выросло целое поколение, они уже давно стали знаковыми.
Что сложнее: создавать новый персонаж или заставлять жить по-новому старые?
Александр: Конечно же запускать новых персонажей сложнее. Ведь нужно придумать не только то, как они выглядят, но и тщательно продумать характер и логику поступков каждого, а это очень сложный процесс.
Другое дело, когда у тебя уже есть готовые герои, как в случае с “Казаками”. И придуманы они гениально, совместно с талантливейшим художником Эдуардом Киричем.
Так что мы взяли уже готовых героев и придумали им новые приключения. Хотя характеры их уже определены: Тур – порой простоватый, но зато сильный физически, Грай - вечный выдумщик, и Око - маленький, шустренький, везде и всюду проскользнет.
Сейчас идет работа над новыми сериями “Казаков”. Как происходит работа над новым этапом мультипликационной жизни этих героев?
Александр: Работа происходит очень просто: продюсер дает задание сценаристу, ставит он его очень широко, чтобы оставалась свобода для воображения. Есть общая концепция, в какую сторону разворачивается сюжет, а сценарист может придумать какие угодно способы обыграть этот сюжет.
Например, в “Казаках” был придуман некий ход, что наши герои путешествуют по разным странам мира и везде оставляют о себе след: в Австралии они придумали бумеранг, в Африке – изобрели шоколад, в Мексике они из бриля сделали сомбреро, а в Японии - с легкостью побеждают борцов сумо.
И очевидно, что мы иронизируем, но меня все же однажды спросили: «Не боитесь ли вы, что дети буквально это воспримут, что мы такие изобретатели всего на свете?».
Не надо недооценивать чувство юмора детей
Но я думаю, что не надо недооценивать чувство юмора детей, к тому же, во всем есть положительный эффект: даже если дети всерьез поверят, что какие-то их предки изобретали такую кучу вещей, то им захочется в настоящее время что-нибудь изобрести.
И вот в этом ключе я стал придумывать. То есть, дальше уже за все отвечает фантазия сценариста.
Что Вы думаете об украинской анимации? Чем ей можно гордиться, а чего ей не хватает и почему?
Александр: У нас с анимацией, с моей точки зрения, сейчас все в порядке. В любом виде искусства важны традиции. Ведь не бывает так, что ничего не было, а потом в один момент выросло из ниоткуда.
И если здесь были заложены традиции старой анимации, тем же Владимиром Дахно, Давидом Черкасским и другими, то значит эти традиции и будут продолжаться обязательно.
Поэтому об украинской анимации я думаю очень хорошо, и я даже думаю, что она будет еще лучше, ведь только недавно она стала активно развиваться.
В чем особенность подготовки сценария для детей дошкольного возраста - что надо учитывать?
Александр: Понятие целевой аудитории есть в любом виде искусства, и ее нужно учитывать, если ты хочешь успеха. Даже когда пишешь роман на свободную тему, в идеале хорошо бы понимать для кого ты его пишешь.
Любому человеку приходилось общаться со школьниками, дошкольниками, мы приблизительно понимаем уровень их юмора, понимаем, над чем они смеются. Важно уметь просто наблюдать за детьми, внимательно. «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной! Вместо шапки на ходу он надел сковороду» - это же ведь детям очень смешно, потому что ты нарисовал ребенку картину.
Вообще когда ты пишешь что-то, очень хорошо, когда возникает картина. В мультике она возникает, а в прозе ты должен так написать, чтобы ребенку было смешно.
Должны ли сценарии и сами мультфильмы быть поучительными? Или юмора достаточно?
Александр: Наши герои казаки жили довольно давно, гаджетов у них не было, но они путешествовали и смогли столько всего изобрести в силу своего природного ума и смекалки. Когда дети смотрят “Казаков”, у них может возникнуть вопрос «А я смогу что-то придумать?», и ребенка это подтолкнет к творчеству, может быть даже к изобретению чего-то полезного.
Хороший мультик всегда будет нести в себе поучительную функцию
Хороший мультик все равно будет нести в себе поучительную функцию: либо через героя, либо через уроки из различных событий. Я уверен, что любое хорошее произведение несет в себе некий поучительный характер.
Есть ли современные зарубежные примеры - сценарии и снятые по ним мультфильмы, на которых Вы учитесь?
Александр: В современной анимации мне нравится этот новый темп: все происходит чуть-чуть быстрее, как-то более клипово.
Если мы вспомним старые советские мультики, которые были, кстати, очень даже хороши, то они более медленные.
Если там есть шутка или гег, трюк, то его дольше обыгрывают. Чему можно поучиться у современных мультипликаторов, так это быстрой смене шуток, реприз, гегов.
Это здорово, это такая видимо дань современности, и современному быстрому темпу жизни.
Кто сегодня законодатель мод в мировой мультипликации?
Законодатель – время, как бы размыто это не звучало. Вообще мне кажется, что законодатель всего – время.
И нельзя оставаться в стороне, хотя классика будет жить всегда: она будет жить в музыке, она будет жить в кинематографе, она будет жить в мультипликации, в литературе.
Мы наверное почувствуем, что это чуть-чуть медленно, но по-прежнему будет завораживать, как оно сделано, и мы автору это простим.
Фото: «УкрАнімаФільм»
Разговор записала: Яна Малакова