Шевцов Алексей Георгиевич, психиатр высшей категории, психотерапевт, гипнотерапевт, Президент Киевской Ассоциации Психотерапии
Шевцов Алексей Георгиевич, психиатр высшей категории, психотерапевт, гипнотерапевт, Президент Киевской Ассоциации Психотерапии рассказывает о самой распространенной в мире болезни - депрессии, а также учит, почему важно не глотать таблетки, а искать и исцелять причину недуга, который нередко таится в детстве пациента.
Алексей Георгиевич, расскажите, как Вы пришли в медицину вообще и в психотерапию в частности?
- С детства меня привлекали естественные и биологические науки. Когда в старших классах началась анатомия, мне было очень интересно, как устроен человек. И вот, в 10-м классе я дружил с одной девушкой. Однажды она мне сказала: «Я поведу тебя туда, где тебе очень понравится». Я спросил: «А куда»? Она ответила: «Это будет для тебя очень большой сюрприз!». И повела меня на выступление врача и эстрадного гипнотизера Василия Герасимова. Он выступал на сцене и показывал разные гипнотические опыты, феноменальную память, чтение мысли. Дома я все увиденное повторил на своем двоюродном младшем брате. И у меня получилось! И вот я на другой день снова пошел на представление Герасимова, подошел к нему после шоу и попросил меня учить. Он проверил мои способности, убедился в них, и мы начали заниматься. После школы я окончил медицинский институт и стал психиатром.
Более всего меня привлекало лечение людей без лекарств, поэтому я сосредоточился на поиске и устранении психологических причин, которые мешают пациенту жить полноценно и счастливо.
В чем чаще всего кроется причина тяжелых психиатрических болезней, как вы считаете?
- Когда мы говорим о тяжелых психических заболеваниях, мы имеем в виду шизофрению, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсию. На 100% причина этих заболеваний науке не известна, здесь идут научные споры. Но где-то на 80-90% эта причина известна – генетика. Заболевания эти передаются по наследству, но не напрямую, а через несколько поколений.
С какими проблемами пациенты к Вам обращаются чаще всего?
- В последние три года - это панические атаки. Люди чувствуют сильный страх, боятся просто умереть. Некоторые даже не выходят из дома, потому что там дорога, машины, там никто не поможет. Человек чувствует, что вот он сейчас задохнется, или потеряет сознание, или сойдет с ума, или что-то еще случится. Нужно отметить, что ранее это были просто неврозы, тревожность, беспокойство какое-то. А сейчас людей просто колотит, заставляя, в приступе паники, вызывать скорую. Она приезжает, врач спрашивает, что с Вами? А у него, оказывается, паническая атака. Правда, конечно, врачи скорой помощи считают это спектаклем. Но ведь больному на самом деле было очень плохо и очень страшно в тот момент!
На втором месте находится депрессия как диагноз. И если панические атаки – это такой эксклюзив украинский, то депрессия – это диагноз, который накрывает весь мир. По прогнозам к 2020 году самым частым медицинским диагнозом в мире будет депрессия. В Украине уже давно она не редкость, но люди с депрессией чаще обращаются к невропатологу, потому что стыдно идти к специалисту с приставкой «пси». Многие ассоциируют психиатрию с больницей Павлова, сумасшедшим домом.
Кого чаще всего посещают панические атаки?
Разных людей, не обязательно склонных к истерике слабых личностей. С этими проблемами часто к нам обращаются и серьезные мужики, которые ходят в спортзал. И спорт им в этом случае не помогает, ведь это не лечение, а средство профилактики.
И вот человек приходит к нам. Мы видим, такой нормальный, накачанный парень. А его всего колотит! И он уже садится и на наркотики, и на алкоголь, но понимает, что это не выход, когда эффект «нюханья» прошел – его опять колотит. Пробует таблетки-антидепрессанты, опять не помогает.
Какой эффект дают антидепрессанты?
- Я обычно рассказываю историю, как на «продвинутом» западе люди пользуются антидепрессантами. Итак, утро, женщина встает с кровати, - на завтрак кофеёк и таблеточка, которая действует ровно сутки. И на работу. На работе женщина хорошо трудится, депрессию не ощущает. В личной жизни порядок: дети, семья, муж. Все прекрасно. Забеременеть ей, правда, будет категорически противопоказано, так как антидепрессанты увеличивают риск различных аномалий и уродств у ребенка. Потом женщина идет и спокойно ложится спать, так как антидепрессанты имеют превосходное успокаивающе действие. Но утром она должна будет обязательно выпить очередную таблетку. И так много месяцев, и лет, и десятилетий. Без выяснения истинной причины депрессии. Просто подавляя реакцию нервной системы и делая жизнь сносной.
То есть, человек живет, как будто бы во сне?
- Нет. Не так. Он работоспособен, адекватен, движется по карьерной лестнице, водит машину. Человек просто «сидит» на антидепрессантах, живет искусственной, химически созданной жизнью. Ведь антидепрессанты, они перелопачивают всю биохимию и в голове и в организме в целом. Представьте, у человека плохое настроение с суицидальными мыслями, например, выброситься из окна, а таблетка делает его улыбчивым, приветливым, работоспособным. Но, чтобы оставаться таким человеком, нужно глотать таблетку каждый день. Кроме того, есть масса побочных эффектов для организма. Со временем садится печень, поджелудочная, кишечник, начинаются боли. Без побочных действий эти лекарства не работают. Голове, конечно же, легче. Всему остальному организму тяжело.
И ведь есть объективные причины подавленности настроения?
- На самом деле, причины бывают разные, но чаше всего это стресс. И на западе и у нас. Поэтому, в первую очередь, нужно найти причину стресса. Но психиатр, который назначает антидепрессанты, не ставит перед собой цель найти причину. У него есть цель поставить диагноз и назначить адекватное лечение, которое «замурует» диагноз, чтобы его не было видно, но не устранит его.
Как же можно найти причину депрессии?
- Причину можно найти только с помощью психотерапии. В частности, с помощью гипноза. И мы погружаем человека в гипноз для того, чтобы работать с его подсознанием и докопаться до первопричин. Пациент нам сам их рассказывает во время сеанса. И потом мы работаем с его эмоциями, которые спровоцировали снижение настроения. Мы докапываемся до обиды, до чувства вины и прочих эмоций и выдираем их как корень луковицы.
Скажите, пожалуйста, вот Вы занимаетесь комплексной психотерапией. Чем она отличается от классического психоанализа?
- Классический психоанализ подразумевает выяснение и извлечение проблемы. И только лишь. Пациент впоследствии должен сам ее решать, сам ее ликвидировать каким-то образом. То есть, по сути, психоанализ это постановка диагноза. А психотерапия это еще и ликвидация причин, которые позволяют диагнозу существовать. Психотерапевт дает ключ и способ для преодоления пациентом своих проблем. И вместе с пациентом их преодолевает, вылечивает. Добивается устойчивого позитивного результата. Психотерапия – это лечение. Терапия – это лечение. И лечить может только врач. Психолог лечить не может. Психологов сейчас готовит и университет им. Тараса Шевченко и педагогический ВУЗ им. Драгоманова. Как и кого может лечить выпускник педагогического ВУЗа? Западные психологи, по нашим меркам образования, наполовину врачи. У нас же психологи больше философы, филологи и гуманитарии.
Расскажите, пожалуйста, какой-то яркий пример исцеления из Вашей практики
- Ну вот, приходит человек с депрессией. Начинаем докапываться до причины. Он говорит: «У меня начальник гад, не дает повышения. Прошу у него: назначь меня вот на эту должность. А он кого-то другого назначил, который «ни бе, ни ме». И он от этого страдает. У него депрессия и он думает, что она из-за начальника. А это просто стресс, который вызвал депрессию на основании совершенно другой причины. Причина, как выяснилось, на самом деле была в том, что у пациента пил отец! И бил, когда ему было лет 13-15. А это ведь для подростка стресс и унижение! И это чувство его преследовало до 40 лет.
Вот мы и копаем туда, убираем этот стресс, и пациент спокойно идет разговаривать с начальником. Говорит ему с улыбкой: «Иван Иванович, ну и что он там наработал, этот Вячеслав, Вам?». А начальник говорит: «Да, ты правильно говоришь, надо было тебя ставить». На что пациент и отвечает: «Так в чем же дело?». Он с начальством просто спокойно и с юмором разговаривает и все, и добивается своих целей, которых он хотел. Потому, что у него нет депрессии.
Каким образом Вы убираете первопричины?
- С помощью гипноза пациент проживает свои эмоции. Он может плакать, может раздражаться. И в конце концов, прощает, как в этом примере, своего отца-алкоголика. Он понимает, что у отца была тяжелая жизнь, что он пил, чтобы расслабиться и именно поэтому умер от белой горячки. Пациент в итоге прощает своего родителя и начинает понимать, что отец бил его не потому, что он, его сын, был плохим. Отец пациента просто был в припадке безумия и мог бы бить и кого-то другого, кто бы оказался рядом. Все это примиряет пациента и с его покойным родителем и с его прошлым. То есть я перевожу его эмоции на прощение и на позитив. На благодарность родителю, потому что именно благодаря отцу он появился на свет. Таким образом, вот этот вот 40 летний мужчина, пациент, как будто бы рождается заново. Многие, кстати, после моих сеансов психотерапии так и говорят: «Доктор, я как будто бы заново родился».
А семейные проблемы вы также помогаете решать?
Была в моей практике не то что бы семейная, а династическая проблема. Вот в нашей стране раньше считалось, что бить детей – норма. Была у меня одна клиентка, которую била мать, и делала это очень «творчески». Женщина имела при себе несколько вариантов цепей, различной толщины и длины. И она привязывала эту девочку, то за руку, то за ногу, то за шею, и избивала ее.
Какой ужас
- У этой клиентки, которая была той девочкой, был и лишний вес, и диабет, и обида на мать. С матерью она не виделась тридцать лет и не хотела знать о ней. Хотя мать искала встречи со своей дочерью. У клиентки также не сложилась личная жизнь. Она сама, пережив в детстве унижения и боль, очень жестоко относилась к своей дочери. Хотя она понимала, что не хочет воспитывать свою дочь так, как ее саму воспитывала мать, но ничего не могла с этим поделать. Эта женщина, моя пациентка, просто исступленно кричала на свою дочь и не могла угомониться. Правда не била уже. Но и этого для ребенка было достаточно.
В итоге дочь после 16 лет ушла от нее к подруге на квартиру. И вот клиентка просила, чтобы я как-то наладил ее жизнь, так как она не только ненавидела мать, но и испортила отношения со своей дочерью и мужем. Мы работали год. (Это очень большой срок, так как обычно на решение проблемы мы тратим не более трех месяцев). На каком-то этапе это перешло в семейный формат психотерапии. Выяснилось что еще бабушку била её мать! Била по старинке, розгами, прутами, а дочь просто усовершенствовала метод, когда придумала все эти цепи. Художницей она была, творческой натурой и с ярким воображением. Поэтому воплощала все в ярком «спектакле», который обошелся очень дорого её дочери, а потом и внучке.
Я работал с бабушкой, мамой и дочерью одновременно, помогал им наладить здоровый контакт. Проблема решилась. Теперь женщина видится с матерью, и с дочерью у нее тоже все хорошо.
Беседу вел Михаил Пернатый
фото:shutterstock