Читайте первую часть интервью, в котором Анжелика Головченко, семейный адвокат и медиатор, член Национальной Ассоциации Медиаторов Украины и медиатор-волонтер ГО "Лига Медиаторов Украины", рассказывает о мировом опыте медиации и том, как возникают конфликты у людей.
Анжелика Головченко
Медиация - всегда о будушем
Процесс медиации, которым управляет медиатор, отличается от работы психолога: медиатор не работает с прошлым. Медиация всегда нацелена на будущее. Мы говорим о фактах прошлого для создания картинки опыта, сформированных ценностей человека, что и влечет за собой содержание его слов и действий. Важны эмоциональные состояния и чувства.
Медиация всегда о будущем: как бы вы хотели, чтобы было. И тогда все действия сторон направлены на урегулирование конфликтов в будущем. Медиатор ничего не советует и не дает рекомендаций. Дает понять, что клиент обладает большим пониманием своих ресурсов, обстоятельствами и выбором оптимальных решений, удовлетворяющех его интересы.
В медиации речь идет не об уступках сторон друг другу, а о решениях, которые принимаются в интересах каждой стороны и полностью удовлетворяет каждую сторону.
Как проходит медиация?
Медиация – структурированный процесс. Вначале проходят индивидуальные встречи, на которых каждая сторона рассказывает свою историю: что произошло и что болит. Иногда у сторон описания настолько разные, что кажется это две разные ситуации, не связанные между собой. Каждому болит что-то свое. На первой встрече мы устанавливаем контакт с клиентом, даем высказаться и когда он понимает, что его слышат, уходит напряжение и создается ощущение доверия к процессу и к медиатору — это важно.
Потом первая общая встреча. Их может быть несколько (в среднем, от 6 до 8, если сложные — до 12). Когда стороны сильно не принимают друг друга, проводятся “челночные” индивидуальные встречи, т.е. попеременно с каждой стороной индивидуально.
Медиационные встречи раз в неделю могут происходить до 2х месяцев, все зависит от скорости продвижения сторон и количества вопросов для поиска решений. Бывает очень много вопросов или паузы – все индивидуально.
Бывают случаи, когда степень недоверия сторон друг к другу настолько велика, что чтобы двигаться дальше, нужны промежуточные решения и время на их исполнение. Маленькие решения дают возможность постепенно восстановить доверие друг другу.
Да, медиация может проходить онлайн, при условии, что обе стороны готовы работать вместе.
Восстанавливать контакт друг с другом может быть болезненно: люди очень долго друг друга не слышали, не понимали, ранились друг о друга. Бывает, что стороны говорят токсичным языком, чтобы зацепить другого человека и сделать ему больно. Мы, как переводчики, передаем другой стороне мягче и экологичнее те смыслы, которые пытается донести второй. Мы обладаем необходимыми медиационными инструментами и компетенциями, чтобы принять человека и его ситуацию. И медиаторы также помогают разрешить или минимизировать последствия тех конфликтов, которые могут проявиться в процессе.
Ко-медиаторы – почему с парой работает два медиатора?
В семейной медиации со сторонами работают два ко-медиатора. Мы смягчаем токсичный язык и возвращаем другой стороне смыслы.
Медиатор не переходит на личности и остается нейтральным — интересы каждой стороны для него равнозначны. Сопереживаешь обоим: у каждой стороны своя боль.
Работа в паре дает больше ресурса. Когда один задает вопросы — второй наблюдает за реакцией, эмоциями и сигналами сторон (70% информации несет в себе невербальная коммуникация). Если что-то лично зацепило медиатора, он берет паузу, чтобы понять себя, передает инициативу коллеге.
Когда две стороны решают конфликт, коммуникация агрессивна, а это - большая нагрузка – работа в паре смягчает нагрузку, делает каждого медиатора максимально ресурсным для сторон.
Если что-то происходит: сторона недовольна, есть жалобы, высокий эмоциональный накал, псевдоклиент пытается выудить информацию для текущего судебного процесса – работа в паре помогает подтвердить, что происходило на самом деле. Один вел беседу — второй был свидетелем в этот момент.
Большая многогранность и большая эффективность. Ко-медиаторы обеспечивают безопасность и эффективность процесса медиации для обеих сторон. И тут, конечно, важна сработанность и сонастройка ко-медиаторов.
Медиация в Украине работает уже 20 лет
В последние годы она стала более публичной, на слуху. Один из проектов изменения Семейного кодекса содержит в себе норму, при принятии которой медиация может стать обязательной до решения семейных конфликтов в суде. Также органы опеки могут направлять на медиацию и активно пользуются этими полномочиями в тех регионах, где есть медиаторы.
С 1 августа 2019 вступил в силу Закон “О социальных услугах», где медиация прописана как отдельная услуга. Любая служба, в том числе опека, если сторона пишет заявление, что хочет воспользоваться этой услугой, может привлечь медиаторов к предоставлению услуги бесплатно. В ряде областей Украины есть сертифицированные медиаторы: в Киеве и области, Житомире, Львове, Одессе, Николаеве, Харькове, Ивано-Франковске, Запорожье, Ровно. Существует такое направление в медиации - школьная медиация, где есть своя особенность: ей обучаются и медиацию проводят старшеклассники и работают со своими сверстниками и учениками в разрешении споров и межличностных конфликтов по принципу «равный равному». Это уже иная степень доверия. И преподаватели, и классные руководители должны быть проинформированы и дать свое согласие. Но решение всегда за детьми.
Вот так активно медиация развивается в Украине. Мы всячески обучаем медиационным навыкам судей, государственных служащих, заключаем меморандумы о сотрудничестве, проводим семинары, мастер-классы и применяем семейную медиацию, где видим потенциал и готовность сторон договариваться. Медиация — не панацея и не волшебная таблетка от всех бед, однако ее эффективность в разрешении конфликтов где речь идет о человеческих отношениях переоценить невозможно.
фото: depositphotos