Вместе с тем, голливудские мамы-актрисы, имеют об этом свое мнение, считая, что не все образы принцесс полезны. Так, Кира Найтли запрещает своей трехлетней дочери просмотр «Золушки» и «Русалочки» - потому что, по ее мнению, они транслируют ложный образ девушки-жертвы, которая ждет спасения от богатого парня. Актриса Кристин Белл считает вредной Белоснежку. Разве же можно пускать в дом посторонних, принимать от них яблоки? Да и принц - нахал. Ну разве можно без разрешения целовать девушку?
И действительно, соответствуют ли сказочные принцессы прошлого потребностям современной жизни? Как случилось, что современные героини сказок променяли мечты о принцах на карьеру и власть и не захотят ли девочки, которые без ума от принцесс сделать то же самое?
От покорной девушки до бунтарки
Действительно, классические сказки, на которых выросло не одно поколение девочек, были созданны в те времена, когда статус женщины был определен заранее и ограничивался ролью матери-жены-хозяйки, а ее жизненный успех всецело зависел от удачного замужества. За последние сто лет роль женщины в обществе изменилась, соответственно, это не могло не повлиять на сказки.
Мультфильмы, что экранизируют сказки о Золушке, Спящей красавице, Белоснежке - появились более полвека назад, как раз и отражают это мировоззрение, но все последующие Диснеевские принцессы постепенно изменили характер и жизненные приоритеты. Например, Бель из «Красавицы и чудовища» 1989 года любит читать, о замужестве не задумывается, а наглого жениха Гастона толкает в грязь к свиньям. Русалочка - самая спасла принца, а потом пошла его искать. В отличие от классической истории Андерсена, счастье свое она таки находит.
Соперница мужчин
В 1998 году появляется Мулан - вот это уже героиня, которая не просто бунтует, а полностью примеряет на себя роль мужчины, - отрезает волосы, надевает доспехи и идет на войну. Движет ею любовь к отцу и желание защитить страну. Традиционная свадьба в конце еще присутствует, но Ли-Шанг, это не принц-спасатель, а боевой товарищ, - в итоге имеем партнерский брак двух воинов. В мультфильме «Принц лягушка» - Тиана вообще не верит в сказки и принцев, главная ее цель - иметь собственный ресторан. Да и принц, на ее фоне - инфантильное дитя. Принцесса Мерида - первая из диснеевских персонажей, которая вместо того, чтобы стать женой принца победителя рыцарского турнира, сама выиграла турнир и разогнала всех непутевых кавалеров. Главное ее счастье - любовь семьи.
Единовластная правительница
В 2013 году вышел мультфильм «Ледяное сердце». Принцессы Анна и Эльза уже пять лет не теряют огромную популярность среди девочек. Вместе с тем, это сказка где «безусловной настоящей любовью» считается сестринская любовь, а не любовь к мужчине. Мужские персонажи здесь чисто декоративные, - толку от них мало, а главный «прекрасный принц» вообще оказывается негодяем. Эльза - это женщина монарх. Ей не нужен муж, она в первую очередь стремится понять себя. Ее миссия управлять страной.
Крайним ярким персонажем, который пополнил сонм принцесс - девичьих любимиц, стала Ваяна из одноименного мультфильма 2016 года. Ваяна от рождения растет в обществе без гендерных стереотипов, ей не надо доказывать свое превосходство или равенство. Ее готовят быть вождем племени, и ни разу не звучит мысль, что принцессе надо выходить замуж. Ваяна мечтает о морских путешествиях, а также стремится спасти свой народ. Правда, в начале, думает, что в этом ей поможет всемогущий мужчина-полубог. Но быстро понимает, что может рассчитывать в первую очередь на себя. К тому же, как выяснилось, для того чтобы спасти мир не надо превращаться в «мужика в юбке», нужно действовать сугубо по женски - проявить любовь и милосердие.
Сказка и реальность
Вместе с тем, каждая сказка заканчивается. А что происходит после фразы: «И жили они долго и счастливо»? Как прижилась простолюдинка-Золушка во дворце? Или захотела бы корда то Эльза иметь мужа, и какого? А Ваяна, как она бы справилась с ролью вождя племени, мамы и жены? Каждая история о сказочной принцессе описывает этап девичества и не дает полной завершенной и правдоподобной картины жизни женщины. И собственно сказка и не должна этого делать - ее роль в другом.
С одной стороны современные героини максимально приближены к реальности, - в них есть характер, любимые дела, жизненные цели, и, так же, как и реальные девушки, не все они мечтают о принцах и замужестве, а часто могут самостоятельно решать проблемы. Но хорошо ли то, что в современных сказках с детства девочкам развенчивают миф о мужчине- герое, спасителе и защитнике? Готовят их так к реалиям взрослой жизни, или навязывают тот тип действительности, где муж - слабак, а Я-сама? А учитывая то, что во многих современных мультфильмах мужские персонажи слабые и откровенно карикатурные, может скоро наступит время задуматься о дискриминации мужчин?
Мнение эксперта
Светлана Омельницкая, сказкотерапевт, автор книг.
Дети воспринимают мир через образы и для них вполне естественно любить волшебные сказки и иметь любимых персонажей. У девочек 3-7 лет это, как правило, принцессы. Старшие девочки также имеют любимых литературных или кино героинь, которые им наиболее близки.
Единственное но - маленькие девочки (как трехлетняя дочь Киры Найтли) еще не имеют жизненного опыта, который есть у их мам. Мама с дочкой смотрят мультфильмы, читают сказку. У мамы на фоне своего положительного или отрицательного жизненного опыта возникают эмоции к сюжету и поведению героев. Тогда же свой взрослый опыт она пытается немедленно транслировать ребенку, объясняя, что жизнь трудна и полна несправедливости. Таким образом, мамы навязывают девочкам то, к чему они фактически не готовы. Так же трактовка сказок. Каждый видит что-то свое - кто-то в Золушке увидит угнетенную девушку, которая стала служанкой в доме собственного отца, а кто-то акцентирует внимание на ее трудолюбие, доброту, не злопамятность. А ребенок, может, вообще будет думать о магии и крестной фее.
Для малыша важен фантазийный образ, сказка, магия, а не анализ и правдоподобие. До этого они позже сами придут. Вообще - авторские сказки - это всегда элемент навязывания мировоззренческих позиций автора. Родителям стоит также уделить внимание народным сказкам, - у них аккумулируется мудрость поколений присущую именно нашим женщинам. Наши славянские сказочные героини отличаются от европейских, - часто они прекрасны и премудрые и совсем не слабые.
Вообще, девочек стоит познакомить со сказочными героинями, которые транслируют различные модели женского поведения, - это даст возможность реального выбора.
Также, родителям стоит обратить внимание, какая именно героиня больше всего нравится дочке и почему именно этот образ больше всего ей откликается. Примечательно, что порой девочкам, которые с детства воспитывались «принцессами» окруженными любовью и заботой нравится именно образы девушек-бунтарок, и вообще, отрицательных персонажей. Это сигнал, что заботы старших много.
Но в целом, влияние сказочных персонажей не так уж критично. Стоит помнить, что девочки в первую очередь «считывают» поведение мамы и ее отношения с папой, а не сказочных принцев и принцесс.
Для того, чтобы помочь девочке понять кем он является, можно не только много читать но и пофантазировать и сочинить сказку самым, с собой в качестве главного персонажа. Какова героиня вашей дочери? Что она любит? что для нее важно? Это даст ключи понимания ко многим вещам.
А что у нас?
В современной украинской мультипликации мы, пока, не имеем героинь которые вызвали невероятный восторг у девочек, - разве что, непокорная Мила, с «Похищенной принцессы», но на фоне голливудских аналогов она ничем особенно не отличается. А вот народные сказки, это действительно пространство для изучения моделей женского поведения. Наши героини, как правило, трудолюбивые, самостоятельные и умные - «Мудра дівчина», «Дівчинка-Семиліточка». А вот «Дідова дочка», так же как «Золушка» имеет злую мачеху и сводную сестру, борется не за возможность вырваться из дома и выйти замуж за принца, а за возможность быть материально независимой. (В отличие от средневековых европеек, украинки имели право владеть имуществом и очень этим гордились). А сказка об отважной воительнице Марье-Моревне- которая пленила самого Кощея Бессмертного, - это вообще манифест древнеславянского феминизма. Вместе с тем, часто героини сказок выступают не просто помощницами, а делают вместо мужчин всю работу. Часто Иван Царевич получает задание, а любимая укладывает его спать и сама все проблемы быстро решает. Опять же: Я - сама! Но это уже тема для отдельной статьи.
Иногда, лучше просто наслаждаться магией сказки, чем выискивать в ней корень всех бед.
Фото: depositphotos.com