Нечаянные провокаторы: как взрослые становятся виновниками буллинга

О буллинге сейчас говорят много. Стимулирует обсуждение и недавно принятый закон, регламентирующий реакцию на травлю в образовательной среде. Среди важных вопросов проблема провокации буллинга.

Если быть честными с собой,  то придется  принять один факт - часто, нечаянной, неосознанной или не до конца понимаемой причиной буллинга в детской среде является наше с вами поведение. Что касается школы, то зачатками для буллинга в раннем и среднем подростковом возрасте может стать поведение учителя в младшей школе, ну и стиль поведения значимых взрослых, в первую очередь, родителей. 

Как мы провоцируем буллинг?

Мы - это родители. Что может стать благоприятной почвой для того, чтобы наши дети стали агрессорами, жертвами, свитой буллера или немыми наблюдателями? Что может заставить наших детей терпеть атаки и превращаться в жертву в триаде буллинга? И чего делать не стоит?

Хейтерство как привычка

Каждый раз, когда мы кого-то критикуем, насмехаемся, подчеркиваем недостатки или просто черты, которые мы вдруг решили считать недостатками... Когда мы сплетничаем в присутствии детей, терпим унижающие и обесценивающие замечания или сами их делаем, иронизируем, проявляем нетерпение к инаковости, - мы даем детям пример... Не очень хороший пример.

Тогда мы фоним  травлей и буллингом, нетерпимостью, агрессией и нелюбовью. Иногда мы искренне считаем, что так правильно. Но никогда не поздно учиться и меняться. 

Толстая, нетрадиционный, недостаточно успешная, слишком задающийся, высокий, худая, картавый, с плохой прической, короткий, упитанная, с усиками или выдающейся грудью... как часто наши дети  слышат насмешку в сторону внешности, поведения, особенностей других людей. Как часто они чувствуют, как мы относимся к другим, которых считаем нетакими. 

Наши дети могут читать нас в ФБ и твиттере, подслушивать разговоры с друзьями, видеть эмоциональные реакции и делать определенные выводы. И мы не всегда понимаем, какие это могут быть выводы.

Например, если ты не такой, то нормально, что тебя преследуют.

Если кто-то не такой, то его надо травить или, хотя бы, не вмешиваться, когда травят.

Если кто-то голубой, толстый, худой, в очках или смешно передергивает плечами, то совершенно естественно над ним насмехаться, его не принимать, его буллить.

Здорово, что травят кого-то другого, а не меня, так как у меня тоже не все идеально, но лучше эту инаковость прятать и подыгрывать буллеру... Ведь мама/папа тоже считают, что быть нетаким плохо.

Недавно я прочитала в посте френда (уже нет), что спикер ВР не может картавить. Насмешка была злой и некрасивой, а желание уязвить предыдущую власть за столь плохое назначение - заоблачной. Казалось, что этот уважаемый, образованный человек, не должен оценивать людей по одному признаку - особенности речи. Но нет. Оценивает с огромной уверенностью в своей правоте. 

Давайте попытаемся понять, что чувствуют юные души, которые его читают, какие выводы могут сделать? 

А вы? Как вы  считаете - если я не говорю звук "р", то я должна отказаться от публичных выступлений, даже если я гений  в своей сфере? Или не должна?

К сожалению, таких примеров слишком много, чтобы считать их исключениями. И именно они создают фон, в котором так просто сформироваться буллерам и жертвам.

Учительница ругает ученицу - провокация буллинга

Учитель, который провоцирует буллинг...

Будем честными - это не редкость. Иногда это происходит несознательно. Подчеркивание инаковости, неуспешности (точнее, несоответствие программным и учительским ожиданиям), очевидные сложности с поведением ученик, которые приводят к нарушению дисциплины, социальный статус родителей - все это может стать причиной негативных оценок со стороны педагога. Они могут быть еще в младшей школе и закладывать основы буллинга в будущем, а могут запускать или усугублять процессы и  средней школы.

Стоит сказать, что в период взросления дети могут изменить свой статус и тогда роли перераспределяются. Иногда потенциальная жертва выходит из-под риска, а под пристальный взгляд буллера попадает  кто-то другой (изменилось тело, поведение, появились очки, странные привычки)... И роль учителя в оздоровлении атмосферы - огромна. 

Иногда можно просто исключить насмешки и обесценивание, включить уважительное отношение, чтобы свести на нет первые проявления буллинга.

Учитель против буллинга

От буллинга страдает весь коллектив, а не только жертва. Буллер, свита, наблюдатели - все нуждаются в помощи и реабилитации, после того, как диагноз "буллинг" установлен. По закону мы все обязаны сообщать о случаях буллинга администрации школы, а та - обязана реагировать так, как установлено законом.

Но прежде всего, в помощи, профессиональных подсказках, психологической поддержке нуждается учитель. Чтобы понять, почему мой класс заболел, я должна/должен проделать много работы. Возможно, изменить подходы в воспитании детей, риторику, стиль поведения. Я должен(а) обладать знаниями и ресурсом для того, чтобы решать проблему. И понимать свою личную ответственность за ситуацию, которая сложилась.

Крайне важно понимать, что главная ответственность за решения проблемы буллинга - на взрослых. И мы все должны действовать сообща, не взваливая ответственность друг на друга (родители и педагоги), а работая вместе. А для профилактики травли в школе, мы должны действовать, рассказывая и показывая, что мы не только не буллим других, но и готовы учиться противодействовать буллингу во всех его проявлениях.

От нашего поведения многое зависит.  Растем мы, будут расти и дети. Это нужно осознавать. 

Фото:depositphotos.com

Читайте также

Торт с привкусом буллинга: харьковская "тройка", травля по-взрослому, выводы, которые можно сделать

Противодействие буллингу: образовательный курс, который стоит пройти всем, кто работает с детьми

Первый штраф за травлю одноклассницы: закон о буллинге в действии

Как отличить детский конфликт от буллинга?

Новое на сайте