Ольга Фанагей-Баранова, мама четырёх сыновей, блогер, организатор детских книжных фестивалей
Говорить о важности приобщения детей к миру искусства – бессмысленно. Для интеллигентных родителей очевиден смысл посещения с ребенком театра, филармонии, выставочных залов. Ходим мы – ходит и ребенок. Так формируется общий культурный бэкграунд, так воспитывается цивилизованный человек с развитым восприятием эстетики. Как сделать так, чтобы визит в галерею, выставочный зал, художественный музей был интересен ребенку любого возраста?
На равных
Прежде всего, забудьте о фактах из жизни художника и эпохи, выбросьте из головы классификации и жанры. Если вашему ребенку больше 10 лет, возможно, вам и придется вскользь упомянуть имена-пароли-явки. Но даже и с подростками это необязательно. Не говоря уж детях четырех или шести лет. Ведь искусство – это то, что вызывает эмоциональный отклик. А значит, картину гораздо важнее почувствовать, чем узнать год ее написания. Категорически не рекомендую ходить по залам с рядовым экскурсоводом, который, скорее всего, будет грузить детвору нудным фактажом. Никто не знает вашего ребенка лучше вас. А это гораздо важнее, чем знать экспозицию. Впрочем, и рассчитывать на то, что чадо по собственной воле спрячет планшет и жадно вопьется глазами в живописные полотна, тоже не стоит. Понадобятся усилия. Особенно поначалу.
А поговорить?
Иногда вопроса «Что ты видишь на картине?» достаточно для того, чтобы возбудить к ней интерес. Причем, это одинаково верно и для реалистичных полотен и для нефигуративного искусства. Забудьте правильные ответы, их в этом случае не существует. Забудьте менторский тон, оставьте за дверью родительский авторитет. В любые игры играют на равных, в том числе и в музейные. После того, как ребенок скажет все, что хочет сказать, можно задавать вопросы и высказывать свое мнение. Естественно, уровень вопросов зависит от возраста ребенка: «Как ты думаешь, почему тетя грустная?», «Куда эти люди летят?», «Почему чашка надбита?», «Чья это собака?». Тут сразу включается и фантазия, и дедукция, и главное – внимательное отношение к картине. Можно придумать с детьми продолжение ситуации, которая изображена на полотне, или наоборот поговорить о том, что было за полчаса до того.
В поисках Немо и смыслов
Всем детям нравится искать интересные объекты на картинках. Почему бы не поискать на картинах? "Кто найдет в этом зале кораблик? Зеленое облако? Женщину с веслом?": чем не крупноформатный виммельбух?
Можно загадывать друг другу то, что вы видите на картине, например, принять позу человека с одной из работ и предложить остальным участникам компании найти загаданную вами картину.
А еще можно делать изображение невидимым, а потом снова видимым! Для этого достаточно подойти ооочень близко к крупному полотну – объекты «пикселизируются» в море мазков или штрихов. Начинаем понемногу отходить… Из хаоса отдельных точек возникают формы и смыслы: эта игра захватывает в любом возрасте.
Рисуем в музее
Нет-нет, я не предлагаю создавать копии великих полотен. Блокнот и карандаш (или любая другая писалка) пригодятся вам для игр. Предложите каждому из участников вашей компании нарисовать любой объект с картины, висящей в зале, а потом обменяйтесь рисунками и ищите оригинал. Уметь рисовать необязательно, чем хуже получилась копия, тем сложнее и интереснее. Можно предложить ребенку «дорисовать картину» (разумеется, не ту, что висит в раме, а набросок-копию в блокноте). Дорисовать предметы, которые могли бы помочь герою картины в том, что он делает, или наоборот добавить объекты, которых тут быть не может… Кстати, смеяться в музее не запрещено.
Непривычно-приличное поведение
Тут будет уместно лирическое отступление на тему «запрещено-разрешено». Я уверена, что правило «Чем меньше запретов - тем лучше» применимо к воспитанию детей в целом и к поведению в общественных местах в частности. При входе в музей (да и в супермаркет) я четко озвучиваю: "Глазами смотрим, руками не трогаем". Всё остальное - разрешено. А если смотрители считают иначе, то это проблема смотрителей. Бегать, лежать на полу, хохотать и вообще всячески наслаждаться жизнью, не нанося при этом урон имуществу – это нормально. Даже в музее. Иначе зачем туда ходить?
Подкуемся в теории
Настойчиво рекомендую ознакомиться с книгой французской писательницы и искусствоведа Франсуазы Барб-Галль. «Видавництво Старого Лева» недавно выпустило ее в украинском переводе: «Як розмовляти з дітьми про мистецтво». Понятные и практичные советы пригодятся увлеченным родителям не только в музее, но и при рассматривании репродукций дома.
Автор делит юных ценителей искусства на три возрастные категории. Детей до 7 лет в картине привлекают яркие краски, четкие формы, понятные эмоции и узнаваемые предметы из их обыденной жизни. Дети от 7 до 10 лет ищут на картинах характерных персонажей (героев, злодеев, монстров) и архетипические сюжеты (победа добра над злом). Зрители с 10 до 13 лет уже готовы впитать информацию о контексте произведения: личность художника, исторический период, стиль, символика, скрытые смыслы. Однако это не отменяет возможности и необходимости вышеперечисленных игр.
В "музейных играх", как и в любых других играх важны вовсе не эрудированность и педагогическая подготовка родителей, а неподдельный энтузиазм и искренняя увлеченность игрой и ее темой. И помните: в любом деле лучше "недоесть", чем "перебдеть". Не затягивайте, не перегружайте, не напрягайте. Радуйтесь искусству, в том числе искусству взаимоотношений.
фото: личный архив Ольги Фанагей-Барановой, на фото Степан Фанагей в музеях.