Многим родителям приходится краснеть за ребенка. Иногда по делу, иногда не совсем... Часто мы краснеем, не потому, что ребенок очень уж плох, а потому, что попадаем в свое прошлое, где проживали травматический опыт, и иногда чувствуем себя учениками, хотя уже давно родители. И тогда мы триггерим, теряемся и ведем себя не совсем как зрелые взрослые люди (можем тушеваться, орать на ребенка как на преступника, а можем, наоборот кричать на учителя, как подростки). Начинать нужно с возвращения себя во взрослую позицию. Это поможет даже в случае, когда наши дети - в роли агрессоров. И краснеть есть за что.
Критическое мышление - в помощь родителям
Перед любым разговором в школе (вызвали, пригласили, вы пришли сами разбираться) нужно сказать себе: "Я взрослый. Я давно не ученик. Я за зрелую позицию и объективную оценку". Выдохнуть и вернуть себе себя.
Перед любым разбирательством сделайте ревизию убеждений: что для вас по-настоящему плохой поступок ребенка, что в поступках детей - следствие их возраста и есть нормой поведения, что вас больше всего задевает, когда критикуют вашего ребенка?
Подсказки:
- Да. Дети шумят, балуются, бегают и едят на уроке. Это нормально.
- Да, они забывают делать домашку и сходят с ума от скуки на скучных уроках.
- Да, они могут не понимать темы, получать двойки и быть не столь одаренными в тех или иных предметах, как вы. И это нормально.
- И нет, вы не плохой отец/мать, только потому, что ваш ребенок не соответствует идеалам школьных учителей и вашему внутреннему образу супермегакрутого дитяти.
И само осознание этих и других похожих фактов - уже быть на стороне ребенка.
Уважать личные темпы развития, возрастные особенности и свободомыслие ребенка - быть на его стороне.
И это в равной мере актуально и для первоклашек и для подростков. Но если с младшими все намного яснее, то с бунтующим подростком, - все сложнее.
Как быть на его стороне? Особенности воспитания подростка
Быть на стороне ребенка - это не значит, прощать и поддерживать любые проступки, закрывать глаза на непорядочные выходки и быть толерантными к агрессивным выходкам.
Это просто значит, что и беде, и в радости - вы рядом.
И даже если ребенок что-то натворил, он должен знать/чувствовать, что от него не откажутся. Что его плохой поступок - не отберет любовь родителя. Но для этого он должен понимать, что настоящая любовь - должна быть требовательной. Что плохие поступки будут проанализированы, затем ему будет оказана помощь в решении проблем. Именно оказана помощь, а не защита от последствий.
Подростковый возраст - время гормональных бурь, необдуманных поступков, склонности к риску и стадности. Многим подростковым поступкам есть физиологическое объяснение: меняются структуры мозга, обрываются нейронные связи, по-другому работает вся нервная система. И понимать это - тоже быть на его стороне. Все это влияет на особенности воспитания подростка.
Что можем дать ребенку мы?
Уверенность, что с любой бедой он может прийти к родителям и получить помощь. Что мы -в взрослые - можем это вынести, не будем истерить, падать в обморок и выгонять из дома. Не скажу, что быть опорой - просто. Это надо нарабатывать. Ведь несовершеннолетний ребенок даже по законодательству - зона нашей ответственности. А значит, разделять ответственность, давать ориентиры и опору - наша прямая обязанность.
Мой ребенок - агрессор
Сейчас, когда за буллинг предполагается наказание, эта проблема стала более проявленной. За сокрытие фактов травли предполагается наказание учителям и школе. Поэтому мы узнаем о ней чаще.
Мы писали уже, что если в классе буллинг, то болен весь коллектив. И страдают все, а не только жертва. Страдает даже преследователь, хотя и по-своему. И худшее, что мы можем сделать, как родители, когда наши дети играют очень плохие роли, делать вид, что это неправда, закрывая глаза на то, что он натворил, или набрасываться на ребенка, осуждая, оскорбляя и оставляя наедине с его внутренними проблемами и бедой, в которую он ввязался.
Что говорить в этой ситуации ребенку? Правду. Как вам больно. Как неприятно. Как тяжело, что так все происходит. Что готовы меняться, менять, помогать и искать вместе выходы. Приносить извинение жертве травли, его родителям, классу (если хватит моральных сил) и заниматься лечением ребенка.
Терапия преследователя должна быть комплексной, включая и терапию семьи, и коллективную терапии и индивидуальную работу у психолога.
Именно так можно остаться на его стороне - не сдаваться в борьбе за него.
Фото:depositphotos.com/